Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста
Проблема и актуальность. Первые годы жизни ребенка являются решающими для формирования речи, так как в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Разнообразные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.
Значительный вклад в изучение речевого развития детей раннего возраста внесли Е. А. Стребелева, О. Е. Громова, Ю. А. Разенкова , Л. В. Пронина, И. С. Кривовяз, И. П. Лямина и многие другие.
Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из приоритетных задач современной логопедии.
Материалы и методы исследования. Целью нашего исследования явилось изучение особенностей моторики и речи детей раннего возраста и разработка наиболее эффективных методов логопедического и логоритмического воздействия по развитию моторики и речи у них.
Перед началом исследования мы проанализировали показатели нормального моторного и речевого развития детей третьего года жизни (по данным Бадаляна Л. О.(1) и Козыревой Л. М.(2).
Моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями:
- совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии;
- дети могут ходить с предметом в одной руке;
- поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой);
- бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие;
- начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку;
- у детей развивается представление о схеме тела;
- в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине;
- начинают складывать разрезную картинку из двух частей.
Речевое развитие детей отличается наличием слов со сложной слоговой структурой, при стечении согласных сочетания звуков могут произноситься искаженно. Звукопроизношение не полностью соответствует норме: отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных. В основном усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями. Развернутые фразы помогают активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе в первом лице и задают много вопросов. Хорошо запоминают текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают. Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки.
В нашем экспериментальном исследовании принимало участие 28 детей в возрасте 2-2,5 лет, посещающих ДОУ Восточного округа г. Москвы. Мы исследовали особенности моторного и речевого развития детей раннего возраста, взяв за основу методические рекомендации Разенковой Ю. А. (4). На первом этапе мы изучали моторные функции, такие как статическая и динамическая координация движений, действия с предметами, навыки самообслуживания, представления о схеме тела, мелкая моторика. Второй этап включал изучение речевых особенностей:
- объем активного и пассивного словаря;
- уровень восприятия речи и понимания речи взрослого;
- произносительная сторона речи (произношение гласных и согласных звуков, слоговая структура);
- грамматический строй речи (фразовая речь; использование предлогов).
При обследовании речи детей применялись задания на:
- понимание обращенной речи (понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки);
- выявление уровня использования предлогов;
- употребление предложений из трех слов;
- изучение звуковой стороны слова (искажения, отсутствия, замены, смешения звуков);
- употребление трехсложных слов без стечения согласных, типа: машина, малина, собака, молоко;
- умение пересказать знакомую сказку.
Все данные мы заносили в протоколы, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
- 1 раз - 2 балла,
- 2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,
- 0 баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень развития речи. От 7 до 10 баллов - средний уровень развития речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень развития речи.
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования моторных функций выявил три группы детей с разным уровнем развития моторики: 28,6% - высокий уровень, при котором все задания выполнялись с первого в соответствии с инструкцией; 50% – средний уровень, при котором дети выполняли задания со второго раза, с помощью взрослого, с некоторыми незначительными ошибками; 21,4% - низкий уровень, при котором дети не справились с заданием с третьего раза с помощью взрослого. Они не могли удерживать равновесие при ходьбе, им трудно было выполнять действия с предметами. Дети затруднялись при ориентации в схеме тела и в пространстве.
Анализ речевого развития также выявил три группы детей: с высоким уровнем развития – 25%, со средним 39,3% и с низким 35,7%.
Дети со средним уровнем развития речи неточно использовали в речи предлоги, строили простые двусловные предложения, чаще назывные или указательные. В звукопроизношении наблюдались пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносились смягченно.
При низком уровне развития речи отмечалось нарушение понимания речи, словарный запас был бедным, с преобладанием слов бытовой тематики, чаще имен существительных. Фразы практически не было. Грамматический строй был нарушен. Существительные употреблялись в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не употреблялись. Дети не являлись инициаторами общения, не задавали вопросов, затруднялись при пересказе знакомой сказки.
При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций мы не выявили четкой взаимозависимости между данными параметрами. В нашем исследовании были дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково высоким. Таких детей было немного – 21,4 %. Однако встречались дети, моторный уровень которых был более высоким, чем уровень речевого развития (32,1%). Наблюдались дети, моторный уровень которых был ниже уровня речевого развития (28,6%). Последнюю группу составили дети, моторный и речевой уровень которых был одинаково низким (17,9%).
Проблемы и перспективы. По результатам исследования мы разработали содержание занятий по развитию речи детей третьего года жизни и предложили методические рекомендации для музыкально – ритмических занятий по развитии моторных функций.
Литература.
- Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.
- Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет., Ярославль, «Академия развития», 2001.
- Кривовяз И. С. Изучение детей трехлетнего возраста с общим недоразвитием речи первого уровня. Сб. тезисов всесоюзной научной конференции «Человек, природа, общество», М, «Прометей», 1990.
- Разенкова Ю. А. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М. «Просвещение», 2004.