Из истории вопроса обучения в школе детей с особенностями развития

Главная > Инклюзия > Из истории вопроса обучения в школе детей с особенностями развития

Включающее образование детей с особенностями развития рассматривается не как отдельная составляющая общественной жизни, а в более широком контексте. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование  - это шаг на пути достижения конечной цели  – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»[1]. Известно, что первые специализированные школы для детей с нарушениями зрения и слуха были открыты еще XVIII веке. Думается, что историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

  • Начало ХХ века – середина 60гг. XX века: «медицинская модель» → сегрегация
  • Середина 60гг. – середина 80гг. XX века: «модель нормализации» → интеграция
  • Середина 80гг. XX века – настоящее время: «модель включения» → включение

Стремление к гуманизации общественной жизни началось после окончания второй мировой войны в ответ на беды людей. Человечество стало искать средства, которые могли бы оказать положительное воздействие на весь мир. Одним из таких средств было создание Организация Объединенных Наций, которая разработала правовые документы, связанные с правами человека и повлиявшие на ситуацию с детьми, имеющими особенности развития:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году.
  • Декларацию прав ребенка, принятая в 1959 году.
  • Конвенция о правах ребенка,  единогласно принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.

Реальные перемены в идеологии и практике стали происходить в середине 60-х годов в связи с закрытием интернатов и психиатрических больниц, в которых содержались люди с отклонениями в развитии. Изолированность обитателей этих учреждений от мира, отсутствие условий, стимулирующих развитие, отсутствие любви и просто жестокое обращение были свидетельствами грубейшего нарушения прав человека. Вполне понятно, что в условиях закрытого учреждения способности человека атрофируются, круг общения сужается, самооценка падает, навсегда закрывается дорога к полноценной жизни. «Медицинская модель» предполагала, что человек с особенностями развития – больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении. Но известно и то, что даже Аристотель отказывал в праве на жизнь детям с отклонениями в развитии в античные времена [2].

«Медицинская модель» действовала преимущественно до1965 года, когда возникла необходимость реформировать эту систему и сделать ее более гуманной. В результате учреждений типа российских домов ребенка, в которые помещаются младенцы, оставленные родителями сразу после появления на свет, на Западе практически не осталось. Так в Англии более 90% семей, в которых рождаются дети с отклонениями в развитии, воспитывают детей дома. Остальных младенцев усыновляют либо помещают в патронатные семьи. Интернаты для взрослых во многих странах уже расформированы или расформировываются, а поддержку их бывших обитателей организуют по их новому месту жительства. На полный отказ от специальных психиатрических лечебниц из всех европейских стран решились только в Англии и Италии[3]. 

В 70-х годах XX века в Скандинавии в противовес «медицинской модели» появилось понятие «нормализация», Концепция нормализации заключала в себе новое с широкими перспективами представление о ребенке с особенностями развития и делала упор на воспитание его в духе культурных норм его родины. Это понятие было принято в США и Канаде. С этим периодом связан процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Интеграция в этом контексте обычно рассматривается как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры и следовать им в своем поведении[4]. 

«Нормализация» основана на следующих положениях:

  • ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
  • общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

Внедрение модели «нормализации» приводит:

  • к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей;
  • к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы.

 

Постепенно эта концепция стала представляться не вполне совершенной: она предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Нормализация не предполагает учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе: неизбежно возникает вопрос, что есть «норма», и какова ценность программ, обеспечивающих конформность по отношению к некоторым заранее определенным нормам поведения.

В основе «модели включения» лежит следующее положение: человек не обязан быть “готовым”, для того чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, работать.

В центре внимания:

                - автономность,                   - участие в общественной деятельности,

                - создание системы социальных связей, -  принятие.

Последствия внедрения модели включения:

          - развитие способностей ребенка,      - компенсация особых потребностей,

          - признание

  • того, что нормальное развитие не является “нормой”,

          - создание системы поддержки, - функциональный подход к лечению и обучению,

          - участие родителей в лечении и обучении их детей.

  Таким образом, в англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Такая трактовка кажется естественной жителям этих стран, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое целое и include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Поэтому слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в современном обществе.

 

Литература

1. Mittler P. International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools.

2. Кернс С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. - М., 1995.

3. Рамон Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». – М., 2003.

4. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». – М., 2003.

Включающее образование детей с особенностями развития рассматривается не как отдельная составляющая общественной жизни, а в более широком контексте. Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: «Включающее образование  - это шаг на пути достижения конечной цели  – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»[1]. Известно, что первые специализированные школы для детей с нарушениями зрения и слуха были открыты еще XVIII веке. Думается, что историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

  • Начало ХХ века – середина 60гг. XX века: «медицинская модель» → сегрегация
  • Середина 60гг. – середина 80гг. XX века: «модель нормализации» → интеграция
  • Середина 80гг. XX века – настоящее время: «модель включения» → включение

Стремление к гуманизации общественной жизни началось после окончания второй мировой войны в ответ на беды людей. Человечество стало искать средства, которые могли бы оказать положительное воздействие на весь мир. Одним из таких средств было создание Организация Объединенных Наций, которая разработала правовые документы, связанные с правами человека и повлиявшие на ситуацию с детьми, имеющими особенности развития:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году.
  • Декларацию прав ребенка, принятая в 1959 году.
  • Конвенция о правах ребенка,  единогласно принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.

Реальные перемены в идеологии и практике стали происходить в середине 60-х годов в связи с закрытием интернатов и психиатрических больниц, в которых содержались люди с отклонениями в развитии. Изолированность обитателей этих учреждений от мира, отсутствие условий, стимулирующих развитие, отсутствие любви и просто жестокое обращение были свидетельствами грубейшего нарушения прав человека. Вполне понятно, что в условиях закрытого учреждения способности человека атрофируются, круг общения сужается, самооценка падает, навсегда закрывается дорога к полноценной жизни. «Медицинская модель» предполагала, что человек с особенностями развития – больной, ему необходим долговременный уход и лечение, которые лучше всего осуществлять в специальном учреждении. Но известно и то, что даже Аристотель отказывал в праве на жизнь детям с отклонениями в развитии в античные времена [2].

«Медицинская модель» действовала преимущественно до1965 года, когда возникла необходимость реформировать эту систему и сделать ее более гуманной. В результате учреждений типа российских домов ребенка, в которые помещаются младенцы, оставленные родителями сразу после появления на свет, на Западе практически не осталось. Так в Англии более 90% семей, в которых рождаются дети с отклонениями в развитии, воспитывают детей дома. Остальных младенцев усыновляют либо помещают в патронатные семьи. Интернаты для взрослых во многих странах уже расформированы или расформировываются, а поддержку их бывших обитателей организуют по их новому месту жительства. На полный отказ от специальных психиатрических лечебниц из всех европейских стран решились только в Англии и Италии[3]. 

В 70-х годах XX века в Скандинавии в противовес «медицинской модели» появилось понятие «нормализация», Концепция нормализации заключала в себе новое с широкими перспективами представление о ребенке с особенностями развития и делала упор на воспитание его в духе культурных норм его родины. Это понятие было принято в США и Канаде. С этим периодом связан процесс интеграции детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Интеграция в этом контексте обычно рассматривается как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы, характерные для доминирующей культуры и следовать им в своем поведении[4]. 

«Нормализация» основана на следующих положениях:

  • ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
  • общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

Внедрение модели «нормализации» приводит:

  • к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей;
  • к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы.

 

Постепенно эта концепция стала представляться не вполне совершенной: она предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом. Нормализация не предполагает учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в обществе: неизбежно возникает вопрос, что есть «норма», и какова ценность программ, обеспечивающих конформность по отношению к некоторым заранее определенным нормам поведения.

В основе «модели включения» лежит следующее положение: человек не обязан быть “готовым”, для того чтобы участвовать в жизни семьи, учиться в школе, работать.

В центре внимания:

                - автономность,                   - участие в общественной деятельности,

                - создание системы социальных связей, -  принятие.

Последствия внедрения модели включения:

          - развитие способностей ребенка,      - компенсация особых потребностей,

          - признание

  • того, что нормальное развитие не является “нормой”,

          - создание системы поддержки, - функциональный подход к лечению и обучению,

          - участие родителей в лечении и обучении их детей.

  Таким образом, в англоязычных странах термин «включение» стал заменять термин «интеграция». Такая трактовка кажется естественной жителям этих стран, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое целое и include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Поэтому слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в современном обществе.

 

Литература

1. Mittler P. International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools.

2. Кернс С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. - М., 1995.

3. Рамон Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия. Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». – М., 2003.

4. Бут Т. Политика включения и исключения в Англии: В чьих руках сосредоточен контроль? Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу «Социальная эксклюзия в образовании». – М., 2003.

Автор: 
В.Г. Константинова, Филиал НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» в г. Ярославле, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7