Интегрированный подход как решение проблемы успешной социализации детей с особенностями развития в общеразвивающем детском саду

Главная > Инклюзия > Интегрированный подход как решение проблемы успешной социализации детей с особенностями развития в общеразвивающем детском саду

 «Кто не принимает новых средств, должен ждать новых бед», утверждал Ф. Бэкон. Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, сотрудники МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 12, поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что образование должно не только видоизменяться в соответствие с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.

Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение детей с со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра. Новая фаза развития нашего педагогического коллектива связана с изменениями в требованиях к качеству образования на основе нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность в ДОУ. Стратегической целью нашего детского сада является:

- обеспечение качества образовательной услуги в ДОУ в соответствии с федеральными государственными требованиями (ФГТ).

1. Сегодня идет становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГТ, как любая инновация вызывает ряд дискуссий, обусловленных дефицитом разработанных стратегических подходов.

2. Руководители ДОУ испытывают объективные трудности в управленческой деятельности, обусловленные новыми современными требованиями к качеству образования детей.

3. Необходимость поиска новых подходов в управлении ДОУ, которые обеспечивают:

- профессиональную подготовку педагогов с детьми в новых условиях развития ДОУ;

- повышение качества дошкольного образования;

- реализацию принципа индивидуальности.

Наибольшая актуальность для государства, для нашего ДОУ является сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, как, например, инвалидов, детей с различным уровнем развития и отличающими способностями. Такие дети в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. И успешно включить их в социум, подарить обществу полноправного члена, и призвано - инклюзивное образование.

Желание нашего коллектива быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать педагогические и информационные технологии - все это привело нас к созданию инновационной деятельности.

В настоящее время  в нашем ДОУ реализуется управленческий проект. Творческой группой создана система интегрированного подхода в управлении ДОУ. Данная система предполагает комплексное использование методов проектного управления служб ДОУ (или структурных подразделений). Совокупность правил и процедур обеспечивает появление, проработку, реализацию и контроль проектов (внутри ДОУ), что в дальнейшем приводит к повышению качества воспитательно- образовательной услуги.

В данной проектной деятельности интегрируют (объединяют) усилия, ресурсы, знания  из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления и многое другое, необходимое для достижения целей., т.е. основой системы интегрированного подхода в управлении являются успешное межструктурное взаимодействие.

Результативность связана с отлаженностью функциональной работой, эффективность управления функциональными структурными подразделениями основывается на хорошо прописанном уровне интеграции.

 Инновация состоит в том, что в ДОУ используется проектно-интегрированный метод управления, в связи с этим появляются обновленные структурные подразделения, в направлениях работы появляются новые формы и технологии развития ДОУ.

1. Модернизировать структуру управления ДОУ через интегрированную  деятельность и перевести работу ДОУ из режима функционирования в режим развития.

2. Создать условия для профессионального роста, компетенции и саморазвития сотрудников, обеспечить включение участников (родителей, сотрудников, социум) интегрированной деятельности ДОУ в инновационный  процесс.

3. Создать убедительную систему мотивации стимулирования профессиональной активности сотрудников.

4. Создать систему контроля и самоконтроля проектно‑инновационной деятельности.

5. Повысить уровень материально-технической базы ДОУ.

6. Обеспечить возможности для реализации динамичной и действенной «обратной связи» в работе ДОУ с семьей.

7. Обеспечить формирование интегративных качеств ребенка, способствующих его дальнейшей успешной социализации.

 

Реализация принципа индивидуальности - задачи, которые изложены в стратегических документах российской системы образования поставленные перед образовательными учреждениями:

1. Обеспечить реализацию государственных гарантий в получении качественной социально-педагогической и психолого- педагогической помощи семьям в развитии детей.

2. Обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья медико-психолого-педагогическим сопровождением и специальными условиями для обеспечения преимущественно в общеразвивающих учреждениях по месту жительства.

Достижение социального равенства в получении образования через расширение возможности получения образования детьми с особенностями в развитии в условиях общего, интегрированного образования, в нашем ДОУ создана структурное подразделение «Служба комплексного сопровождения», которая гармонично вписывается в нашу интегрированную проектную деятельность.

Служба состоит из четырех блоков: 1. Блок администрации (старшие воспитатели, педагоги – новаторы, научный руководитель проекта). 2. Медицинский блок (врач – педиатр, старшая медицинская сестра.) 3.Социально-психологический (педагог-психолог, психолог-конфликтолог). 4. Педагогический (учитель-логопед, воспитатели группы, инструктор по физкультуре, преподаватель по изодеятельности и др.)  Цель: обеспечение медико-социального психолого-педагогического (комплексного) сопровождения детей, исходя из возможностей ДОУ и в соответствии с состоянием здоровья, специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Задачи:

  1. Организовать работу по ранней комплексной медико-социальной, социально-педагогической диагностике для определения резервных возможностей детей, направлений, содержания и форм образования и развития в соответствии с психофизическими, интеллектуальными, речевыми и др. особенностями.
  2. Организовать лечебно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми.
  3. Определить характер, формы, продолжительность коррекционной помощи детям в рамках возможностей детского сада.
  4. Проводить координационно-методическую работу с педагогами с целью организации и разработки индивидуальных и групповых программ образования и развития.
  5. Оказывать консультативную помощь педагогам и родителям по вопросам оздоровления и развития социальной адаптации детей.
  6. Проводить работу по взаимодействию с курирующими организациями и учреждениями, социальными партнерами с целью обогащения социального опыта детей, приобщения к здоровому образу жизни и развития культуры общения.
  7. Организовывать работу по подготовке и ведении документации, отражающей состояние здоровья, образования и развития детей.

В данном структурном подразделении создаются мини проекты интегрированной деятельности по сопровождению детей с особенностями в развитии. Интегрированный проектный подход позволяет обеспечить:

- наиболее эффективное взаимодействие между структурными подразделениями, родителями, сотрудниками, социумом;

- четкое распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками;

- наличие общей цели;

- быстрое принятие решений.

Использование интегрированного подхода воспитательно- образовательной деятельности, где сама деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, нескольких специалистов объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Мы получаем высокие результаты в развитии детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изученного материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности. Такая деятельность вызывает у детей дошкольного возраста интерес к поиску, развитию инициативы, положительного отношения к образовательной деятельности, делает процесс более интересным и содержательным. При организации интегрированной образовательной деятельности решаются целые системы задач. Преимущества этой деятельности в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний. Реализуемые задачи:

1. Создание эмоционально - положительного контакта.

2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.

3. Предварительная работа детей с особенностями в развитии и плавное включение таких детей в обширную интегрированную деятельность.

4. Успешная социализация детей с особенностями в развитии.

Организация образовательного процесса имеет свои особенности и осуществляется в следующей последовательности:

- определено содержание работы по развитию детей с использованием интегрированного подхода,

- разработана интегрированная деятельность по тематике (согласно комплексному тематическому планированию ДОУ), определяющей содержание вопроса, поиска его решения,

- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующей тематике интегрированной деятельности ( наглядный материал свободно размещен),

- смена динамических поз, что позволяет детям лучше усвоить материал,

- предельная четкость, информированность образовательного материала,

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных образовательных областей и специалистов.

В результате реализации нашего проекта:

- Создана модель интегрированного управления ДОУ;

- Разработаны локальные акты системы интеграции управления ДОУ;

- Разработаны мини-проекты, которые включают в себя инновационные методы, формы работы и методические рекомендации по интегрированной деятельности;

- Разработаны новые методы интеграции в проектной деятельности ДОУ в работе с детьми, сотрудниками, социумом;

- Создан продукт совместной деятельности, материально выраженный во внешних достижениях (обновлена развивающая среда ДОУ, разработаны различные виды планов, методические пособия, и др.) и те изменения во внутреннем мире ребенка, которые свидетельствуют о новом качестве его психике- как отдельных процессов ( памяти, речи, восприятия, эмоций, воображения), так и их интегральных эффектов(произвольности, внутренней позиции, субъектности, самосознания, рефлексии…);

- Дети с особенностями в развитии подтягиваются, успешно социализируются;

- У детей формируется целостная картина мира, системные знания, социально значимые умения и навыки, готовность к обучению в современной школе.

Интегрированный подход раскрывает творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит соединение познавательного и эмоционального опытов, т.к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть все сводится к полноценному развитию ребенка.

 

Литература

  1. Стерлигова А.Н. Проблемы управления производственными запасами в логистической системе организации // Актуальные проблемы управления: Тезисы докладов международной конференции. - М.: ГАУ, 2006.
  2. Козырев В.А. Основы менеджмента: учебное пособие/ В.А. Козырев, С.В. Палкин.-М.: МИИТ, 2003.

 

 

 

Т.Г. Зеленова

Филиал НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный

институт» в г. Ярославле, Россия

УДК 37.014

Автор: 
Н.Г. Зарубина, МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №12, г. Ярославль, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7