Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп кратковременного пребывания

Главная > Инклюзия > Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп кратковременного пребывания

В настоящее время в специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развития и воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искаженного психического развития, сочетанные нарушения) [1-8].

Для решения проблем организации и содержания психолого-медико-педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной ориентированности коррекционно-воспитательных и логопедических воздействий на его психофизиологическое развитие.

В настоящее время дети с ОВЗ могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные), если в них созданы соответствующие условия для их развития. Нами проводится специальное исследование, позволяющее раскрыть возможности реализации различных стратегических линий воспитания детей-инвалидов с речевыми нарушениями в образовательном учреждении  детский сад компенсирующего вида с использованием разных форм интеграции.  За 10 лет более 70 детей-инвалидов обучались в образовательном учреждении в дошкольных группах кратковременного пребывания в выходные дни вместе с другими детьми, имеющими минимальные отклонения в развитии. В группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» принимаются дети в возрасте от 2,5  до 7 лет, имеющие проблемы в развитии.

Контингент детей-инвалидов, посещающих группы кратковременного пребывания, весьма разнороден. Часть детей (около 25 %) страдает разными формами церебрального паралича. Другие дети (20%) имеют тяжелые соматические заболевания (сахарный диабет, лейкоз крови,  пороки сердца, бронхиальная астма и др.), не позволяющие им посещать образовательные учреждения общеразвивающего вида. У 20% детей выявлена умственная отсталость различной этиологии и степени выраженности, у 18 % - ранний детский аутизм. Состояние интеллекта аутичных детей различно: в одних случаях интеллект соответствует норме, в других - имеется задержка психического развития, умственная отсталость. В единичных случаях наблюдается сенсорная недостаточность (нарушения зрения и слуха). Часть детей (17 %) имеют сложные нарушения развития, при которых у одного ребенка сочетаются два дефекта и более.

Данные литературы и опыт исследования показывает, что изучение ребенка-инвалида с отклонениями в развитии должно быть комплексным и осуществляться многими специалистами.

Обследование детей сочетается с систематическим, интенсивным и динамическим наблюдением за их психомоторным и социальным развитием. Врачи определяют соматическое, неврологическое и психическое состояние ребенка. Психолог изучает состояние высших психических функций, эмоционально-волевую сферу, особенности деятельности и личностного развития детей. Логопед тщательно обследует речь, возможности и средства общения каждого ребенка. Воспитатели выявляют степень развития предметной и игровой деятельности, уровень сформированности соответствующих возрасту умений и навыков по основным разделам обучения.

Результаты комплексного обследования и динамика развития в процессе целенаправленного воспитания и обучения вносятся в специально разработанную карту индивидуального развития ребенка-инвалида. В карте также находят отражение параметры и основное содержание программы коррекционно-развивающей работы, проводимой различными специалистами, а также соответствующие рекомендации для лиц, воспитывающих ребенка.

Цель образовательного процесса: обеспечение возможностей воспитания и обучения детей в общеобразовательных учреждениях, коррекция нарушений психофизиологического развития. Сформулированы следующие задачи образования детей в условиях дошкольных групп кратковременного пребывания: 1) социальная адаптация, абилитация и реабилитация детей с ограниченными возможностями в коллективе сверстников; 2) коррекция отклонений в речевом и в познавательном развитии; 3) взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития детей и их приобщения к общечеловеческим ценностям; 4) интеграция и инклюзия детей с особенностями развития в среду сверстников.

Образовательный процесс включает три основных блока: 1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми, 2) специально организованное обучение, 3) свободная самостоятельная деятельность детей. В рамках первого блока реализуются следующие основные направления: стимуляция самостоятельности и развитие креативных возможностей детей в различных сферах деятельности; развитие познавательных способностей, построение и освоение целостной картины мира в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями детей; воспитание культуры чувств и переживаний; развитие способности к планированию собственной деятельности и к выполнению произвольных усилий.

В контексте второго блока осуществляется коррекция нарушений психофизиологического развития и предупреждение отклонений вторичного порядка у детей. В этих условиях психолого-педагогические воздействия специалистов направлены на выявление причин  нарушений развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка; развитие речи и других высших психических функций и коррекцию их нарушений; развитие двигательных функций; предупреждение возможных нарушений в становлении личности и индивидуальности ребенка, развитии его умственных способностей; оказание помощи родителям в воспитании их детей.

Свободная самостоятельная деятельность детей (третий блок) наполняется образовательным содержанием посредством создания педагогами разнообразной предметно-развивающей среды, обеспечивающий широкий выбор дел, игр и занятий по интересам, что позволяет ребенку взаимодействовать со сверстниками  или действовать индивидуально. В процессе функционирования групп кратковременного пребывания выходного дня имеются возможности использования всех ресурсов специализированного учреждения, поскольку все кабинеты и оборудование в них (в том числе разнообразные сенсорные тренажеры, конструкторы, материалы и емкости для игр с водой и песком и др.) оказываются в распоряжении специалистов и детей.

Особое внимание мы уделяем детям двух-трех лет с задержкой речевого развития, которые посещают группы для детей младшего дошкольного возраста. Цель осуществляемых нами коррекционно-развивающих воздействий в группе риска заключается в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности и компетенции постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление их самостоятельной речевой деятельности в контексте онтогенетически адекватных форм общения.  Используется специально адаптированная для групп кратковременного пребывания педагогическая технология, первоначально разработанная нами для детей третьего года жизни с задержкой речевого развития, ежедневно посещающих детский сад [6]. Эта технология обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию детей раннего возраста с задержкой в речевом развитии с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей, а также предусматривает создание адаптивной среды для данного контингента детей с целью компенсации дефицита возможностей для их полноценного развития и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников. Технология включает пять основных разделов, в которых последовательно раскрыты  специфика организации и содержания психолого-педагогического обследования детей двух-трех лет с задержкой речевого развития, выделены характерные черты дизонтогенеза речи данного контингента детей, направленность и содержание логопедических воздействий,  особенности коррекционно-воспитательной работы и психологического сопровождения детей с задержкой речевого развития, а также вопросы взаимодействия специалистов с семьей ребенка.

Основные результаты воспитания и обучения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года фиксируются специалистами. Нами также разрабатываются научно-методические аспекты сотрудничества с родителями детей-инвалидов, имеющих отклонения в речевом развитии. Для достижения эффективной комплексной психолого-педагогической помощи детям-инвалидам и воспитывающим их семьям осуществляется отбор содержания для их воспитания и обучения. В ходе воспитательно-образовательного процесса  производится выбор, разработка и обеспечивается адекватное применение методов и приемов коррекционно-воспитательного и логопедического воздействия на ребенка-инвалида с нарушениями речи в различных условиях его воспитания. Составляются индивидуальные коррекционные программы для детей с ОВЗ с учетом возможностей их повседневной деятельности в различной обстановке (в детском саду, дома и др.). В соответствии с этими программами проводятся коррекционно-развивающие мероприятия.

В рамках реализации различных направлений коррекционной помощи постоянно  осуществляется поиск путей и средств интеграции детей-инвалидов, обучающихся в группах кратковременного пребывания, и включения их семей в коррекционный процесс. Дети-инвалиды общаются с воспитанниками, постоянно посещающими детский сад, в процессе совместной деятельности вне занятий, посещают вместе с ними праздники, театрализованные представления, а также привлекаются педагогами к участию в разнообразных мероприятиях образовательного учреждения. Их родители участвуют в  заседаниях советов педагогов, конференциях, родительских собраниях, днях «открытых дверей», в заседаниях «круглого стола» и семинарах-практикумах различной тематики.

К наиболее эффективным формам взаимодействия специалистов учреждения и семей детей-инвалидов можно отнести проведение мероприятий, предусматривающих совместную деятельность родителей воспитанников и педагогов, а также постоянное функционирование родительского клуба «Быть вместе». Родительский клуб «Быть вместе» организован как сообщество родителей воспитанников и обучающихся в образовательном учреждении «Начальная школа – детский сад» компенсирующего вида. В рамках работы клуба создаются и предоставляются возможности родителям (законным представителям детей) обсуждать вопросы воспитания детей, проведения праздников и досугов, получать квалифицированную помощь педагогов, психологов и других специалистов, общаться между собой. Клуб сотрудничает с администрацией образовательного учреждения, Попечительским советом, родительским комитетом в рамках устава образовательного учреждения компенсирующего вида. Заседания клуба проводятся еженедельно в выходные дни. В соответствии с разработанным положением в работе клуба могут принимать участие родители (законные представители), а также другие близкие родственники воспитанников, педагоги и другие специалисты образовательного учреждения. Клуб привлекает специалистов учреждения и из других общественных организаций для обсуждения интересующих родителей вопросов. В рамках работы клуба проводятся семинары по интересующей родителей тематике, связанной с воспитанием и обучением детей, встречи со специалистами, проводятся консультации по правовым вопросам. Совместно с детьми организуется посещение театральных спектаклей, музеев и парков. Благодаря родителям и старшим детям организован кукольный театр. Особое внимание уделяется психолого-социальной поддержке семей в кризисных ситуациях. Ежемесячно выпускается информационный листок. Подготовлены методические материалы для родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей.

Подводя предварительные итоги экспериментальной работы, можно отметить следующее. Данные о закономерностях развития личности ребенка с отклонениями в развитии, о ее особенностях на каждом возрастном этапе позволяют выработать оптимальные способы интеграции данного ребенка в общество, решить вопросы о возможности его интегрированного обучения, осуществить индивидуальный подбор форм и методов педагогического воздействия. Обогащенная предметно-развивающая и образовательная среда должна быть направлена не только на дефект, а, прежде всего, на здоровье, на скрытые потенциальные возможности личности и индивидуальности каждого ребенка.

 

Литература

1. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: Методическое пособие: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., В.Секачев, 2008. 

2. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии /Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. – М., 2003.

3. Мишина Г. А. Коррекционная и специальная педагогика /Г.А.Мишина, Е.Н.Моргачева. - М., 2007.

4. Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупова и др. – М.: Владос, 2006.

5. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Изд-во Психолого-социал.института; Воронеж:Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

6.Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями: Методическое пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши, Г.Н. Кувшиновой. – М., В.Секачев, 2008. 

7.Специальная педагогика: В 3 т. /Под ред. Назаровой н.м. – М.:Academia, 2007.

8.Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта: Учеб. пособие для вузов. – М.: Парадигма, 2012.

 

Автор: 
Гаркуша Ю.Ф., ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7