Интегративная система образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главная > Инклюзия > Интегративная система образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Серьезные изменения в политической, экономической и культурной жизни нашей страны инициировали интенсивный процесс реформирования и реорганизации образовательной системы. Современная педагогика выстраивает условия для максимального развития возможностей ребенка, поддерживает его личностный потенциал и индивидуальность, создает культуросообразную среду образования. На этом фоне особого внимания требуют дети с негрубыми нарушениями речевого и психического развития, с неярко выраженными  отклонениями. Очень часто дети данной категории испытывают серьезные проблемы личностного развития, самореализации, адаптации и интеграции в современное общество. Таких детей немало. Статистические данные обследования детей,  анализа выступлений в прессе и докладов специалистов медицины, педагогики и психологии свидетельствуют о том, что за последние годы значительно увеличилось число детей-инвалидов. Заболевания нервной системы занимают первое место среди причин инвалидности. Количество врожденных аномалий, часто приводящих к инвалидности, увеличилось на 41,8%. Появилась тенденция к увеличению числа детей, рожденных недоношенными, у которых в 72% случаев отмечаются стойкие нейросенсорные нарушения. Данные исследований показывают значительную частоту церебрастений у детей  (от 36% до 70% детей с различными отклонениями в развитии).

Анализ данных ежегодного обследования детей в консультативно-диагностическом центре при ДОУ №1664 САО г. Москвы показывает, что в большинстве случаев (83%) выявляется та или иная неврологическая симптоматика, которая позволяет говорить о наличие органического поражения ЦНС и энцефалопатических состояний различного генеза. В 17% случаев диагностируются функциональные расстройства ЦНС. В 42% случаев отмечена ЗПР. Значительно возросло количество детей с различными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (29,4%). При этом, РДА диагностирован у 2 % детей  данной категории, синдром СДВГ – у 5%.  У детей  дошкольного возраста наиболее часто отмечаются речевые нарушения (51%), среди которых ЗРР составляет 9%, ОНР – 28,6%, заикание – 9,2 %, различные формы дизартрии – 14,5%.

К сожалению, существующая система специального образования, не всегда может охватить всех детей, нуждающихся в помощи специалистов. Особенно дети с речевой патологией очень часто оказываются в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Это связано и с нехваткой логопедических групп ДОУ, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин. Такие дети вынуждены развиваться в условиях стихийной интеграции. Но нахождение детей с различными речевыми нарушениями в одном помещении и в одно и тоже время с  нормально развивающими сверстниками является только началом сокращения дистанции между данными категориями дошкольников. Для полноценной функциональной и социальной интеграции необходима особая организация предметного взаимодействия, межчеловеческих контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.

Способность интегрироваться в обычную группу детей характеризует не только возможности самого ребенка с нарушениями речи, но и качество работы дошкольного учреждения, наличия в нем адекватных условий для развития воспитанников с особыми нуждами. В существующих экономических условиях наше общество ещё полностью не готово принять детей с проблемами в развитии в качестве полноценных членов, кроме того, в массовых ДОУ нет полных условий для интегрированного обучения таких детей, а именно: отсутствуют логопеды, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных ТСО для коррекционных занятий, а также специальных психоразвивающих программ.

Анализ многолетнего зарубежного опыта позволяет выделить следующие условия, при которых интеграция идет успешно:

  1. Демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
  2. Финансовая обеспеченность, позволяющая разработать и организовать коррекционно-образовательный процесс в структуре массового учреждения;
  3. Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора.

На наш взгляд, определение сроков начала интегрированного обучения детей с нарушениями речи (ОНР, ЗРР, ФФН, заикание, дизартрия) должно решаться индивидуально по каждому ребенку и по желанию его родителей (или лиц их заменяющих). В первую очередь это зависит от выраженности отклонений в речевом развитии. Так дети с легкими отклонениями могут быть интегрированы в социум с младшего дошкольного возраста. Детей с более серьезными нарушениями психо-речевого развития целесообразно интегрировать в более поздние сроки (например, после начального обучения в общеобразовательную школу).

Очень важной для интегрированного обучения является разработка единых подходов к диагностике возникающих проблем, которыми достаточно квалифицированно должны владеть специалисты массовых ДОУ. При этом речь должна идти не только о методах диагностики, но и вытекающих из диагноза рекомендациях, описывающих комплекс возможных мер.

Дети с нарушениями речи, обучающиеся в массовых ДОУ, должны находиться под патронатом специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, ПМПк, консультативные центры, ПМС-центры, логопедические пункты и т.д.). Эти службы предоставляют детям коррекционную помощь: коррекция произношения, развитие фонематического восприятия, работа над лексико-грамматическим строем речи, развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи, общее психическое и моторное развитие. Помощь может быть постоянной, тогда она носит характер регулярных коррекционно-логопедических занятий. А может быть эпизодической – по мере обращения родителей. Все зависит от конкретных нужд ребенка.

В процесс обучения должна включаться вариативность образовательных программ и выбор темпа и объема обучения для детей, имеющих различные уровни способности усвоения материала. В связи с этим, включение детей с различными нарушениями речевого развития в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной проблемой, решение которой требует не только организационно-методических исследований и разработок, но и изменения законодательно-правовых нормативов.

Автор: 
Антипова Ж.В.

Оставить заявку

CAPTCHA
 
+7(495) 626-25-20 заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1
info@logoprof.ru

Заказ в один клик

+7