Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"
Министерство образования РФ
Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи(первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи) .
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;
с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводится в одной группе с заикающимися обучающимися и
обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).
Заместитель Министра Е.Е.Чепурных
Приложение 1
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2
Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)
NN п/п | Фамилия, имя обучающегося, дата рождения | Класс | Дата обследования | Реальная успеваемость по родному языку | Заключение учителя-логопеда | Примечания |
Приложение 2
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2
Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)
1.Фамилия,имя,возраст.
2.Класс.
3.Домашний адрес, телефон.
4.Дата зачисления в логопедический пункт.
5.Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6.Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7.Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры)
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15.Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16.Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 3
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2
Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Группы обучающихся | Предельная наполняемость (чел.) | |
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе | Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности | |
с общим недоразвитием речи (ОНР) | до 4 | до 3 |
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) | до 5 | до 4 |
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | до 6 | до 5 |
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи | до 4 | до 2 |
с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи | до 5 | до 4 |
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи | до 6 | до 5 |
заикающиеся | до 4 | до 3 |
с недостатками произношения отдельных звуков | до 7 | до 6 |
Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 4
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2
Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии
Устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении
И результатах обучения в логопедическом пункте за _____учебный год
Классы | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | |||||||
ОНР | ФФН | Фонема-тическое недораз-витие | Фонети-ческий дефект | Заикание | Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные ОНР | Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные ФФН | Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные фонема-тическим недораз-витием | ||
Выявлено обучающих-ся |
1 класс 2-4 классы |
||||||||
Зачислено в логопеди-ческий пункт |
1 класс 2-4 классы |
||||||||
Отчислено из логопеди-ческого пункта |
1 класс 2-4 классы |
||||||||
Оставлено в логопеди-ческом пункте |
1 класс 2-4 классы |
||||||||
Выбыло |
1 класс 2-4 классы |
Приложение 5
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2
Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта
1 | Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100) | 1 шт. |
2 | Зеркало для индивидуальной работы (9х12) | 8 шт. |
3 | Логопедические зонды, шпатели | |
4 | Разрезная азбука (настенная) | 1 шт. |
5 | Кассы букв (индивидуальные) | 8 шт. |
6 | Учебно-методические пособия | |
7 | Настольные игры, игрушки, конструкторы | |
8 | Умывальник | 1 шт. |
9 | Классная доска | 1 шт. |
10 | Шкафы для пособий | 2-3 шт. |
11 | Стол канцелярский | 1 шт. |
12 | Стулья | 5 шт. |
13 | Комплект "парта - стул" | 8 шт. |
14 | Песочные часы | 1 шт. |
15 | Секундомер | 1 шт. |
16 | Метроном | 1 шт. |
17 | Магнитофон | 1 шт. |
18 | Проигрыватель | 1 шт. |
19 | Набор пластинок | |
20 | Диапроектор (или фильмоскоп) | 1 шт. |
21 | Кодоскоп | 1 шт. |
22 | Экран | 1 шт. |
23 | Видеомагнитофон | 1 шт. |
24 | Компьютер | 1 шт. |
25 | Дискеты |