Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

Главная > Нормативные документы, методические указания > Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения"

Министерство образования РФ

Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2

Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи(первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи) .

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;

с обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;

с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводится в одной группе с заикающимися обучающимися и

обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

 

Заместитель Министра Е.Е.Чепурных

Приложение 1
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

заполняется учителем-логопедом после обследования обучающихся)

NN п/п Фамилия, имя обучающегося, дата рождения Класс Дата обследования Реальная успеваемость по родному языку Заключение учителя-логопеда Примечания
             
             
             

Приложение 2
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2

Речевая карта
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

1.Фамилия,имя,возраст.

2.Класс.

3.Домашний адрес, телефон.

4.Дата зачисления в логопедический пункт.

5.Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6.Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7.Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11.Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры)

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12.Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13.Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14.Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15.Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16.Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся Предельная наполняемость (чел.)
Общеобразовательное учреждение, расположенное в городе Общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности
с общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 до 3
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 5 до 4
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) до 6 до 5
с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи до 4 до 2
с недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5 до 4
с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи до 6 до 5
заикающиеся до 4 до 3
с недостатками произношения отдельных звуков до 7 до 6

Примечание: минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.

Приложение 4
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2

Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии
Устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении
И результатах обучения в логопедическом пункте за _____учебный год

  Классы Нарушения устной речи Нарушения письменной речи
ОНР ФФН Фонема-тическое недораз-витие Фонети-ческий дефект Заикание Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные ОНР Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные ФФН Нарушения чтения и письма, обуслов-ленные фонема-тическим недораз-витием
Выявлено обучающих-ся

1 класс

2-4 классы

               
Зачислено в логопеди-ческий пункт

1 класс

2-4 классы

               
Отчислено из логопеди-ческого пункта

1 класс

2-4 классы

               
Оставлено в логопеди-ческом пункте

1 класс

2-4 классы

               
Выбыло

1 класс

2-4 классы

               

Приложение 5
к инструктивному письму
Министерства образования
Российской Федерации
от 14.12.2000 N 2

Список рекомендуемого оборудования логопедического пункта

1 Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100) 1 шт.
2 Зеркало для индивидуальной работы (9х12) 8 шт.
3 Логопедические зонды, шпатели  
4 Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5 Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
6 Учебно-методические пособия  
7 Настольные игры, игрушки, конструкторы  
8 Умывальник 1 шт.
9 Классная доска 1 шт.
10 Шкафы для пособий 2-3 шт.
11 Стол канцелярский 1 шт.
12 Стулья 5 шт.
13 Комплект "парта - стул" 8 шт.
14 Песочные часы 1 шт.
15 Секундомер 1 шт.
16 Метроном 1 шт.
17 Магнитофон 1 шт.
18 Проигрыватель 1 шт.
19 Набор пластинок  
20 Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
21 Кодоскоп 1 шт.
22 Экран 1 шт.
23 Видеомагнитофон 1 шт.
24 Компьютер 1 шт.
25 Дискеты  

 

Автор: 

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7