Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с особыми потребностями в условиях реабилитационного центра

Главная > Инклюзия > Инклюзивное образование и социальная адаптация детей с особыми потребностями в условиях реабилитационного центра

Люди с ограниченными возможностями составляют в мире самое большое «меньшинство», и оно с каждым годом увеличивается. Республика Казахстан в 1994 году ратифицировала Конвенцию ООН «О правах ребенка», где сказано: «... ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, ... неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (Статья 23)» [1]. В связи с выполнением обязательств, обусловленных международными нормами по реализации прав детей, в республике были приняты ряд законодательных актов. Предпринят ряд мер для улучшения качества жизни детей с особыми потребностями.

В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 гг. впервые определены механизмы включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, обеспечения для них доступной среды. Об этом, как о свершившемся факте в этом году, сообщил директор департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Бахриден Каримжанов. Он указал, что совместно с Комитетом по строительству, Министерством здравоохранения и  МОН РК внесены изменения в действующие СанПиНы, эти документы предусматривают создание безбарьерной среды в новых школах. До 2015 года будет построено 522 школы, и каждая из них будет оснащена всем необходимым, что нужно для детей с ограниченными возможностями. В первую очередь, это пандусы, подъемные устройства, специальная мебель, специальные санитарные комнаты в школах.

Открытие в сентябре 2007 года Республиканского детского реабилитационного центра в г.Астана (АО РДРЦ) явилось очередным шагом к созданию благоприятных условий для интеграции и социальной адаптации детей, имеющих инвалидизирующие патологии нервной и эндокринной систем. В центре осуществляется мультидисциплинарная, комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями, включающая в себя медицинские, социальные и педагогические аспекты.

Одним из составляющих комплексной реабилитации детей со специальными нуждами в АО РДРЦ являются педагогическая реабилитация и социальная адаптация. Со дня основания центра педагогический коллектив работает над научно-практической темой «Внедрение инклюзивного образования в условиях реабилитационного центра» и выполняет одну из основных задач инклюзивных процессов: включение всех детей, в том числе с наиболее тяжелыми нарушениями психо-физического развития и других категорий детей со сложными социально-психологическими проблемами в систему национального образования.

Педагогическая коррекция, являясь одним из основных составных частей комплексной реабилитологии (восстановительной медицины), несет в себе огромный потенциал. Это не просто вид реабилитации, это тот пласт, который включает в себя самую большую дозу оздоровительного воздействия на ребенка, который не только коррегирует познавательную сферу и речь, но и через психокоррецию, игротерапию, музыкотерапию и трудотерапию улучшает психо-эмоциональное состояние, вселяет веру в себя, помогает преодолеть страх перед болезнью, учит ребенка преодолевать жизненные преграды, вырабатывает у него положительные эмоции, желание жить полной жизнью, быть нужным обществу, социуму, который его окружает.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений при осуществлении коррекционно-развивающего процесса. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционно-педагогическая деятельность педагогов АО «РДРЦ» строго регламентирована и строится с учетом перспективного, календарного и поурочного планирования, составленного в соответствии с результатами диагностического обследования  детей с ограниченными возможностями, соответственно индивидуальным возможностям и способностям каждого ученика, с ориентацией на «зону ближайшего и актуального развития».

В составе педагогической реабилитации есть школа, действующая на основании совместного приказа Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки, а также «Правил о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения, оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями». В школе осуществляется инклюзивное (включенное) образование, эффективность и важность которого сегодня признано во всем мире. Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.

В основу рабочего учебного плана школы положены Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования РК, типовые учебные планы специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями (для детей с задержкой психического развития и для детей с интеллектуальными нарушениями (1 и 2 варианты). Это позволяет детям со специальными нуждами, находясь в школе в одном пространстве с обычными детьми, не чувствовать себя ущемленными, брошенными и в то же время обучаться по программам, адаптированным к их умственным способностям, тем самым осуществляются идеи инклюзивного образования.

Педагоги школы подходят гибко к вопросам обучения учащихся. Так, к учебному процессу приобщены дети, которым на местах было предписано домашнее обучение. Для них педагоги разрабатывают специальные задания, и сидя в классе вместе с другими детьми, эти ученики выполняют задания, разработанные с учетом их индивидуальных способностей.

За 5 лет общим средним образованием в школе охвачены свыше 6500 учащихся, среди них – дети, не охваченные на местах обучением (признаны необучаемыми), либо им назначено обучение на дому (в четырех стенах), а также обучающиеся в специальных школах. Мы руководствуемся принципом: «необучемых детей нет!». Количество детей, получающих инклюзивное образование, составляет 45% от общего количества детей.

В процесс инклюзии вовлечены все направления педагогической реабилитации и социальной адаптации, осуществляемые в центре. Логопедическая коррекция, коррекция познавательных способностей и психокоррекция – важнейшие компоненты педагогической реабилитации. Дети, попадающие на реабилитацию – это дети с такими тяжелыми речевыми нарушениями, как дизартрия (бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая и др.), сенсорная и моторная алалия, заикание, а каждый второй ребенок имеет ОНР 1,2,3 уровней, что говорит о многоплановости речевых нарушений, так как страдает не один, а все компоненты речи: фонематический слух не развит, слоговая структура нарушена, словарный запас ограничен, лексико-грамматическое оформление связной речи не сформировано. Логопеды центра помимо классических методов коррекции речи, используют  логоритмику, массаж Е.А.Дьяковой, зондовый массаж Е.Новиковой, криотерапию. Использование комплексного логопедического массажа в коррекционной работе с детьми с ДЦП в 75% из 100 % позволило получить положительную динамику, т.е. нормализовать мышечный тонус мимической мускулатуры лица и артикуляционного аппарата; значительно улучшить артикуляционную моторику: подвижность  органов артикуляции, переключаемость органов артикуляции с уклада на уклад, повысить амплитуду движения языка; оживить мимику лица; в большинстве случаев – уменьшить саливацию, улучшить дыхание.

Для коррекции речевых нарушений также применяется инновационная технология – метод БОС (биологическая обратная связь) логопедический. Метод БОС – современный, высокоэффективный, немедикаментозный метод реабилитации, дающий возможность использования огромных внутренних резервов человеческого организма. Коррекция познавательных способностей, которую осуществляют дефектологи центра, состоит из развивающих занятий, начиная с младенчества, подготовки к школе, специального обучения детей с ограниченными возможностями, ее цель - свести до минимума нарушения обучения, развивать интеллектуальные и социальные навыки и умения.

Психологическая коррекция включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; участие в планировании и проведении обязательных и профессиональных программ; консультирование родителей. Цель программы — определить способности и потребности, помочь в решении индивидуальных психологических проблем. Психологи центра проводят психокоррекцию с учетом всех видов нарушений эмоционально-волевой сферы, практикуются индивидуальные и групповые виды занятий. Индивидуальные занятия с психологами, проводятся в интерактивных сенсорных комнатах, с воздействием на все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный и.т.д.). Такими сенсорными комнатами оснащены все лечебные отделения центра.

Монтессори-терапия – в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями является одним из наиболее эффективных методик в коррекционно-восстановительной работе. Сенсорное воспитание детей с ограниченными возможностями – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности и служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт и предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.). У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ошупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности.

Основная идея Монтессори-педагогики заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, который педагог создает, исходя из психологических потребностей ребенка. В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и, конечно, развить мускульную память, через модули развития пространственной координации коррегирует моторную двигательность верхних и нижних конечностей, развивает графомоторные навыки.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей через игровую терапию, трудотерапию и музыкотерапию дает весьма положительный эффект как в коррекции психоэмоциональной сферы ребенка, так и в его социально-бытовой адаптации.

Психофизиологи, психологи, педагоги единодушны во мнении, что игра – эмоционально насыщенный вид активности детей, способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения человеческих отношений, окружающей действительности. Поэтому занятия по игротерапии занимают одну из ведущих позиций в комплексе реабилитационных мероприятий. Опыт работы показал, что игры очень эффективны в коррекционной деятельности с детьми. По мнению многих специалистов, через коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении и активных действиях. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, усваиваются нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. В игре развивается то, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, а главное – успешность его социализации и адаптации в общество. Нами внедрены новые методики игротерапии: сенсорная интеграция, интенсивное взаимодействие, сенсорные упражнения и терапевтическая игра.

Трудотерапия (эрготерапия) сфокусирована на повседневной активности - в принятии пищи, одевании, соблюдении гигиенических процедур. При формировании навыков самообслуживания и бытовой ориентации трудотерапевты  учитывают наличие у детей с церебральным параличом целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, речи, познавательной деятельности, в частности недостаточность пространственных представлений. Обучение максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Двигательные умения включаются в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развиваются и постепенно становятся автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью педагога или родителей), постепенно роль взрослого уменьшается и наконец ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Еще одно направление педагогической реабилитации – музыкотерапия. Музыкотерапевт ставит своей целью развитие творческого воображения, фантазии, релаксацию психологического тонуса, развитие эстетических потребностей, развитие мелкой моторики, стимулирование речевой активности. Занятия музыкой обеспечивают положительный психоэмоциональный настрой ребенка, во время распевок происходит тренировка голосовых связок, подвижности языка, то есть помимо достижения эстетических целей, достигаются и коррекционные задачи.

Социальной адаптации максимально способствуют также занятия в костюмерной, парикмахерской, на агроучастке, автодроме, где дети осваивают жизненные навыки, профессиональную ориентацию. Занятия адаптивным спортом (дети занимаются в секциях бокса, баскетбола и настольного тенниса) не только способствуют общему физическому развитию и развитию координации движений, но и влияют на повышение самооценки детей.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что еще многое предстоит делать в обществе для интеграции детей с особыми потребностями в нормативную среду, и процесс инклюзивного образования и социальной адаптации, осуществляемый в Республиканском детском реабилитационном центре г.Астана – один из аспектов решения этой проблемы в Республике Казахстан.

 

Литература

1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2. Сулейменова Р.А.Организация инклюзивного образования в Казахстане.

3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

Автор: 
Ш.А.Булекбаева, Г.М.Султанова, Т.С.Джаниева АО «Республиканский детский реабилитационный центр», г.Астана, Республика Казахстан УДК 376

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7