Информационное пространство учителя - доступная образовательная среда для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут, утверждал Аристипп.
Обучение и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, а также процесс интеграции этих детей в среду здоровых сверстников является одним из приоритетных вопросов нашего общества.
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные или другие особенности, должны быть включены в общую систему образования. Школьные учреждения делают все для того, чтобы соответствовать имеющимся у некоторых учеников особым образовательным потребностям. При инклюзивном образовании учителя особенно тщательно выбирают учебные программы, формы и методы обучения, создают условия для конкретного ребенка - инвалида, выстраивая индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от состояния его здоровья, способствуют развитию и формированию ключевых компетенций учащегося, что обеспечит равный доступ к качественному образованию учащихся разного уровня развития в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
Необходимым условием развития образовательного процесса является включение людей с особыми потребностями в новую образовательную среду, основанную на использовании ИКТ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики», а также «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач».
Внедрение информационных технологий позволяет более широко охватить понятие управления учебным процессом, а также эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся. Через информационную среду маленькие ученики имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Использование достижений современных информационных технологий в учебном процессе в школе открывает обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации. Оно дает совершенно новые возможности для творчества и повышает эффективность самостоятельной работы.
Особенно это актуально, если родители выбирают для ребенка с особыми возможностями такие формы обучения:
-дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии;
-индивидуальное обучение на дому - форма обучения детей-инвалидов, при которой преподаватели образовательного учреждения по индивидуальному расписанию посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Поэтому одной из основных особенностей работы в условиях новых ФГОС является освоение и разработка учителями личных информационных пространств, создание собственных учебных курсов для учеников, их родителей, а также своих коллег, что позволяет ввести учебный процесс в ту сферу общения, которая не только интересна на сегодняшний день ребёнку, но и необходима, особенно для детей с особыми возможностями. Все учителя осознают необходимость создания этих пространств и важность работы в них поскольку получили удивительную возможность превратить учебный труд в увлекательное занятие, соответствующее современным интересам ученика.
В своем информационном пространстве учитель работает вместе с детьми на уроках и во внеурочное время. Здесь учитель выкладывает материалы к урокам, дети выкладывают свои работы. У родителей появляется возможность наблюдать за ходом образовательного процесса, видеть работы своих детей, задавать вопросы учителю, общаться между собой, не дожидаясь очередного родительского собрания, то есть непосредственно участвовать в образовательном процессе.
Более конкретно можно рассматривать личное информационно-образовательное пространство учителя как:
-для индивидуализации учебного процесса по содержанию, объёму и темпам усвоения учебного материала, что позволит более успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;
-для активизации школьников в процессе усвоения учебной информации, что позволит лучше сформировать информационную компетенцию;
-для повышения интереса к процессу познания и к предметному материалу, что позволит повысить мотивацию к изучению учебных предметов;
-для оказания помощи ребенку при подготовке к уроку (данный раздел особенно пригодиться родителям, чьи дети обучаются на семейном обучении);
-учащиеся могут использовать материалы для закрепления материала, проверки своих знаний, самоподготовки к олимпиадам, конкурсам, участия в проектах, получения консультации от учителя.
-для включения в «учебное поле деятельности» родителей, что позволит усилить воспитательный аспект и сделать более эффективной цепочку «учитель – обучающийся – родитель».
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
С переходом на новый ФГОС учителя начальных классов имеют свои личные информационные пространства на сайте: http://nachalka.seminfo.ru/ и работают в системе Moodle.
Все учебные материалы, которые учитель может разместить на своем курсе, в системе Moodle разбиты на две большие категории: ресурсы и элементы курса. Ресурсы и элементы - структурные "кирпичики" учебного содержания курса. Учитель размещает их на курсе по своему плану и, тем самым, создает информационно-образовательную среду для учащихся. Возможно размещение самых разнообразных ресурсов: тексты, видеофильмы, рисунки, файлы презентации или ссылки на Интернет-сайт и т.д. Элементы курса - это учебные инструменты, с помощью которых организуется интерактивное общение: задания, опросы, тесты, форумы и т.д. Ученики постоянно выступают в активной роли. Они не только изучают материал, но и проводят какое-то действие - решают задачи, устанавливают соответствие, делают выбор. Есть возможность вести с каждым ребенком индивидуальную тетрадь в on-line режиме, создать интерактивный урок с включением видео и аудио ресурсов, анимации.
Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интеграции в социум посредством Интернет технологий. Для ребенка с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
Литература
1. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Издательство "Просвещение". - 2011.
2. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями. Социологические исследования. - 2004. - № 7