Индивидуальная программа обучения – важная составляющая реализации инклюзии в образовании

Главная > Инклюзия > Индивидуальная программа обучения – важная составляющая реализации инклюзии в образовании

В настоящее время в Республике Молдова реализуется программа внедрения инклюзивного образования, что обусловлено стремлением страны соответствовать общеевропейским стандартам, гуманизации и демократизации, необходимостью обеспечить законодательное право всех детей получать адекватное своим возможностям и потребностям образование.

В 1994 году Парламент Республики принял Конституцию Республики Молдова, в которой провозглашено право на образование для всех граждан, без ограничений и дискриминаций. Это проявилось, прежде всего, в реализации идей демократизации и гуманизации образовательной системы, что нашло отражение в Законе «Об образовании», принятом Парламентом Молдовы в 1995 году, в государственной программе Strategia naţională "Educaţie pentru toţi», утвержденной правительством республики 4 апреля 2003 года, в Проекте Концепции инклюзивного образования в Республике Молдова (2010), а также в других нормативно-правовых документах, отражающих требования общества к современному и будущему состоянию образовательной системы республики.

В то же время, как показывает наше исследование, современные педагоги, работающие в дошкольных учреждениях и школах, недостаточно готовы к взаимодействию, обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии в условиях общеобразова­тельного типа учреждения. Они признают, что сильной стороной специализированного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. Поэтому с приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями одной из приоритетных задач становится организация общения с каждым ребенком как с личностью. Важность профессиональной компетенции в этих вопросах усиливается в связи с тем, что наша Республика намерена активно включиться в реализацию общеевропейских тенденций реконструирования системы образования в пользу ее инклюзии.

В данной статье мы хотим сосредоточить внимание на одном аспекте собственного видения проблемы – изменении подготовки педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в рамках курса «Инклюзивное обучение». Этот курс рассматривается нами, как обширная и многоаспектная отрасль психолого-педагогического знания. Естественно, что изучив только этот курс, невозможно сразу научиться профессионально работать с различными категориями лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Мы рассматриваем его как компас для студентов, желающих научиться профессионально решать самые сложные проблемы образования детей данной категории. Поэтому подготовка студентов к осуществлению инклюзивного обучения рассматривается нами, как процесс и результат взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса Университета имени А. Руссо, направленных на изменение общего менталитета в отношении данной категории воспитанников, переструктурирования содержания образования в аспекте реализации программы его направленности на инклюзивную среду и вооружение теоретическими и практическими знаниями и умениями в решении столь значимой проблемы.

В свете современной модернизации образования в Республике Молдова эта готовность может быть рассмотрена с позиций самосовершенство­вания педагога, компетентности во внедрении современных инновационных здоровьесберегающих технологий, обобщения и реализации опыта инклюзивного образова­тельно-развивающего обучения в зарубежных странах. Ключевым моментом этой компетентности должна стать убежденность студентов в том, что граждане с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных принципах и желаниях, которые общество понимает и учитывает. Поэтому исследуемый аспект профессиональной компетенции в большей степени отражает новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

Современные исследования в области инклюзивного обучения указывают, что наиболее сложным, но в тоже время важным аспектом инклюзивного обучения, является индивидуальная программа работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности. Качественно составленная индивидуальная учебная программа помогает учителю учесть особенности и специфику имеющегося отклонения, структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях).Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в эту программу. Ско­рее, индивидуальная программа фокусируется на тех момен­тах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании такие программы могут стать хорошими по­мощниками в ежедневной учительской практике. Вот почему одна из важных профессиональных компетенций, формируемых в курсе «Специальная психопедагогика» – разработка и внедрение индивидуальной программы обучения для ребенка с особыми образовательными нуждами [2,3].

Учитывая мнение специалистов в области инклюзивного обучения о том, что планирование работы с этой категорией детей основывается на командной работе специалистов, учителей общего и специального образо­вания, школьных администраторов, сотрудников ресурс­ных центров и внешних организаций (например, центров психолого-педагогической реабилитации и коррекции), а также то, что в команду по составлению индивидуального плана обучения обязательно следует включать родителей и самих де­тей с особыми образовательными потребностями, компетентностная подготовка студентов рассматривается нами, как системный и многогранный процесс [5].

Мы считаем важным, осознание будущими педагогами того, что перед составлением индивидуальной программы обучения обязательно следует по­нять, какие цели и результаты обучения в инклюзивной школе видят родители для этого ребёнка, чего они ждут от будущего, как соотносят сформулированные ими ожи­даемые цели и свой собственный вклад в достижение этих целей. Это очень важные вопросы, выяснение их может быть даже достаточно болезненным для некоторых родителей, но без такого формулирования ожиданий на будущее не­возможно составить действительно индивидуализирован­ную программу обучения. Выбор родителей независимо от конкретных мотивов достоин понимания и уважения. Поэтому в процессе практических занятий мы обучаем студентов прояснять эти ожидания на будущее с помощью вопросов:

  • Какая деятельность приносит этому ребёнку удовольствие? Приносит ли эта активность какие-либо долговременные результаты?
  • О чём мечтает этот ребёнок? Каковы его планы на будущее?
  • Каковы планы на будущее родителей этого ребёнка? О чём они мечтают для него?
  • Кем бы вы хотели видеть этого ученика после окончания школы?
  • Как вы видите счастливую и наполненную жизнь для этого ребёнка в будущем? Что может способствовать обретению такой жизни?
  • Есть ли что-то мешающее исполнению планов на будущее в отношении этого ученика? Как и в какой степени можно устранить эти препятствия?

Именно такое начало работы по составлению индивидуального образовательного плана поможет сформулировать долговременные цели обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Другой краеугольный камень для составления индивидуального плана – это проведённая комплексная психолого-педагогическая диагностика и оценка. Основываясь на сформулированных целях обучения и жизненных планах в отношении ученика с особыми образовательными потребностями и на результатах проведённой комплексной оценки, следует сформулировать долговременные цели индивидуального плана обучения, а также установить иерархию данных целей. Эти умения мы отрабатываем в процессе проведения практических занятий, используя разновидность метода кейсов, «папка с входящими документами». Реализуя данный метод, группа студентов делится на подгруппы, каждая из них должна составить аналитический отчет по конкретному учащемуся, имеющему особые образовательные потребности. Каждая подгруппа получает от преподавателя папку с одинаковым набором документов, относящихся к аналитическому отчету. Каждый студент подгруппы играет роль лица, принимающего решение по данному вопросу. После выполнения задания, сравниваются аналитические отчеты, проводится обсуждение.

Студент, выступающий в роли координатора, ответственного за организацию работы по составлению индивидуальной программы, вместе со студентами выстраивает иерархию близких и перспективных целей в развитии данного ребенка.  Помимо экономических, организационных и педагогических условий инклюзивное образование ребенка с особыми образовательными потребностями требует для него и условий психологического комфорта в новой среде. Поэтому важной задачей в формировании профессиональной компетентности в исследуемом аспекте мы считаем развитие у студентов интегрированного подхода к функционированию инклюзивного класса, где бы дети с особыми нуждами активно участвовали в коллективной деятельности, чтобы у них успешно формировались учебные и социальные навыки, вера в свои силы и умение действовать независимо [5]. Учитывая это, при обучении индивидуальному планированию мы нацеливаем студентов на серьезную и кропотливую деятельность в плане отбора учебного материала, адекватных форм и методов преподавания. Ориентиром в этой работе для них должно быть социальное развитие учащихся, мобилизация всех имеющихся ресурсов для обеспечения успешной адаптации конкретного ребенка к школьной и социальной среде. Поэтому, с одной стороны, интеграционные усилия должны носить комплексный и многоуровневый характер, с другой стороны, они должны быть четко индивидуализированы. Отсюда и требование организации эффективного междисциплинарного взаимодействия.

Важным моментом при составлении индивидуального плана является понимание студентами того, что ребенок с нарушениями развития, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую (по возможности) жизнь, свободу выбора, как все другие граждане. Для того, чтобы студенты научились лучше справляться с анализом и систематизацией материалов, касающихся индивидуального развития ученика, использовать его в целях создания индивидуальной программы развития ребенка с особыми нуждами, мы используем метод «интеллект-карты». Суть технологии состоит в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, связанным с индивидуальным планированием развития ребенка с особыми нуждами, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке. Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка – он служит образом, от которого можно отталкиваться. Студенты используют в рисунке не менее трех цветов. Работа может осуществляться в небольшой подгруппе и индивидуально. Алгоритм деятельности студентов состоит из нескольких шагов:

  1. Расположить свои мысли вдоль веток - линий так, чтобы они расходились от центра в стороны в порядке их значимости. Все ключевые термины должны быть написаны заглавными буквами вдоль линий. На одну линию должен приходиться только один термин. Для выделения ключевых слов используются любимые цвета.
  2. Выделить мысли разной значимости с помощью толщины линий.
  3. Подчеркнуть существующие между идеями ассоциативные связи, соединяя «ветки» одну с другой, а также с помощью замкнутых контуров, кривых и стрелок.

В дальнейшем, в результате самостоятельной работы при наличии установки на самореализацию, через профессиональную деятельность компетентность будет трансформирована в профессионализм, который является высоким мастерством, характеризует глубокое овладение специальностью, выражается в умении творчески пользоваться усвоенной в процессе обучения информацией. Только самообразование, саморазвитие, самодвижение личности может обеспечить этот переход. Учебное же заведение может и должно заложить базовые знания и умения, сформировать и развить навыки самостоятельной работы, которые станут фундаментом для дальнейшего углубления в теорию и практику реализации индивидуального обучения лиц имеющих особые образовательные нужды.

 

Литература

  1. Высоцкий, Л.А. Управление интеграционными процессами в системе подготовки студентов. Автор. дис. … канд. пед. наук: - СПб.: 2004. - 27 с.
  2. Зубарева, Т.Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды; Автор. дис. … канд. пед. наук. -  Курск: 2009. - 28 с.
  3. Инклюзивное образование: опыт и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (14-17 ноября 2008 года) отв. ред. Л.В. Шилова. - Саратов: Наука, 2009. - 422 с.
  4. Мироненко, И.А. Отечественная психологическая наука и вызов современности : монография. / И.А.Мироненко; Ин-т социальной политики и инклюзивного образования. – СПб.: 2007. - 223 с.
  5. Петрова, Е.Э. Специфика организации инклюзивного обучения в общеобразовательном учреждении: (методическое пособие для директоров ОУ, педагогов, психологов, коррекционных педагогов. Новосибирский институт повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. - 126 с.
  6.  
Автор: 
М. И. Перетятку Бэлцкий государственный университет им. А. Руссо, г. Бэлц, Республика Молдова

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7