Готовность школ Архангельской области к инклюзивному образованию детей

Главная > Инклюзия > Готовность школ Архангельской области к инклюзивному образованию детей

Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [3].

Для России инклюзивное образование является педагогической инновацией. Любая инновация проходит несколько этапов, в данный момент это этап внедрения, который с одной стороны характеризуется стихийностью, а с другой, попытками с научной точки зрения оценить условия готовности к принятию того нового, что несет любое нововведение. Для учителей, которые непосредственно осуществляют педагогический процесс, такие научные исследования будут весьма актуальными: ведь главное препятствие для любого нововведения, это непродуманность подготовительных этапов его внедрения. В связи с этим мы считаем важным оценить готовность школ к инклюзивному образованию.

В современной педагогике существуют различные подходы к определению структурных элементов инклюзивного образования. Наиболее оптимальным является синергетический подход [1]. В рамках данного подхода можно выделить несколько параметров оценивания: организационный (управление инклюзивным образовательным процессом, его построение, в том числе, принятие нормативных актов и приказов); содержательный (объем информации и знаний, технологии сопровождения инклюзивных процессов, кадровый потенциал); ценностный (изменение философии самого образования, принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними).

Оценка практики развития инклюзии была проведена коллективом преподавателей и аспирантов кафедр логопедии САФУ им. М.В. Ломоносова и МПГУ [2]. В исследовании приняли участие десять школ городов Архангельска и Северодвинска. В данной статье представлены обобщенные выводы по каждому из трех оцениваемых параметров.

1.​ Организационный параметр

1.1.​ Нормативно-правовая база на уровне областного законодательства

В законодательстве Архангельской области нет специальных положений о праве на инклюзивное образование. Закон Архангельской области «Об образовании» закрепляет принцип равенства в доступе к образованию для всех, без исключения, однако не гарантирует получения специальных услуг детьми с инвалидностью.

В Архангельской области формирование основ инклюзивного образования началось с вопроса его финансового обеспечения, а именно – методики расчета субвенций. В основе методики - модель финансовых затрат, предусматривающая коэффициенты увеличения затрат при расчете субвенций на обучение детей с инвалидностью. Следующий этап развития норм об образовании детей с инвалидностью начался с разработки региональной стратегии и обсуждения вопроса о том, какие нормативные документы необходимы для дальнейшего развития инклюзивного образования в области.

Для реализации этой цели, в первую очередь, требуется единое понимание инклюзивного образования и согласованность в действиях на всех уровнях гражданского общества. Для этого, при поддержке общественных организаций, был разработан проект Концепции развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Архангельской области. Концепция была утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 23 марта 2011 г. Она определяет основные направления продвижения инклюзивного образования в области.

1.2 Нормативные акты на уровне школы

Нормативные акты школы должны соответствовать выделенным признакам инклюзивного образования и обеспечивать решение тех задач, которые определены Саламанкской декларацией [4] для инклюзивных школ:

- обеспечение качества образования;

- предотвращение дискриминации, ориентация на уважительное отношение к различиям людей;

- содействие формированию доброжелательной среды и «включенного» общества в противовес социальному отчуждению.

Нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс детей с ОВЗ в общеобразовательной школе можно классифицировать следующим образом:

Акты, обеспечивающие организацию образовательного процесса: Положение о специальных (коррекционных) классах того или иного вида; Порядок приема детей в специальные (коррекционные) классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Акты, обеспечивающие организацию педагогической поддержки обучения: Положение об индивидуально-групповых занятиях; Положение об организации тифлопедагогической работы; Положение о логопедическом пункте; Положение об индивидуальном обучении учащихся на дому.

Акты, обеспечивающие организацию иной специальной (в том числе психологической) поддержки обучения: Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме; Положение о СМППЦ (социально-медико-психолого-педагогическом центре); Положение о группах продленного дня.

Содержание указанных актов не исключает возможности развития практики инклюзивного обучения. Отсутствие понятия «инклюзивное образование» и «особые образовательные потребности» в локальных нормативных актах школы объясняется тем, что в законе РФ «Об образовании», иных федеральных и региональных актах таких понятий нет, что, однако, не обязательно означает отсутствие соответствующих признаков и тенденций в педагогической практике (с учетом распространения норм международного права и зарубежного опыта в профессиональной среде педагогов).

Нормативные акты не содержат дискриминационных положений, не предписывают разного обращения с детьми в зависимости от их индивидуальных особенностей. Использование различных педагогических технологий и методов в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, само по себе не может рассматриваться как дискриминационное, если при этом обеспечивается равно уважительное отношение к детям с разными видами и степенями особенностей, учебные программы являются одинаковыми, при зачислении не принимаются в расчет какие-либо иные факторы (социальное, имущественное положение, национальность и т.п.), не связанные с особыми образовательными потребностями.

2.​ Содержательный параметр. Наличие вариативных форм образования. В настоящее время более 70 % детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в Архангельской области открыты и функционируют 198 специальных (коррекционных) классов для детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, нарушением интеллекта. В Архангельской области 60 общеобразовательных учреждений (13,5 %) имеют лицензии на право реализации специальных (коррекционных) программ.

Во всех обследованных школах детям с ограниченными возможностями здоровья традиционно предлагается либо надомное обучение, при котором они имеют право посещать любые уроки и школьные мероприятия, либо специализированные классы, где созданы условия для оптимизации процесса образования: меньшая наполняемость классов, специальные программы и средства обучения, повышение уровня профессиональной компетенции учителей. Такие условия, несомненно, позволяют получать образование детям с ОВЗ, но препятствуют их социальной адаптации и самореализации.

В настоящее время в каждой школе обучается примерно 7-10 детей с инвалидностью, часть из них имеет заболевания соматического характера или заболевания обусловленные нарушением обмена веществ, что в незначительной степени препятствует их обучению в обычной школе. Большинство же детей – инвалидов находится на домашнем обучении, что фактически изолирует их от общества.

Инклюзивное образование представлено чаще всего единичными случаями (например МБОУ СОШ № 5 г. Архангельска), но при этом необходимо отметить, что такой вариант обучения детей с инвалидностью, требующих специальной помощи и сопровождения постепенно становиться более доступным.

Ни в одной из обследованных школ не организовано дистанционное обучение. В данный момент в ряде школ используются лишь некоторые возможности Интернета и социальных сетей для предъявления домашнего задания.

2.2 Наличие специальной мебели и оборудования. Все школы оборудованы эргономической мебелью. Специальные учебные пособия, учебники с особым шрифтом, спецкомпьютеры не закупаются большинством школ в связи с отсутствием потребности в них на данный момент.

2.3. Доступность школьной среды. Во всех школах отсутствуют лифты, пандусы, низкие перила. Практически во всех школах столовая находится на втором этаже, а на первом располагается большое количество хозяйственных и административных помещений, это в значительной мере снижает возможности размещения инклюзивных классов на нижних этажах школ. Школьный транспорт в настоящий момент передан в ведение управления образования. Предоставляется по заявкам школ для проведения экскурсий, поездок. Перевозка детей-инвалидов при таком режиме эксплуатации затруднена.

2.3 Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида. Практически во всех школах в той или иной степени осуществляется как индивидуальный подход на уроках, так и при выборе уровня сложности домашнего задания, введена система дифференцированных оценок домашнего задания. Во всех школах на высоком уровне организованы индивидуальные занятия узких специалистов и занятия с учителем. Не все школы располагают возможностью оплаты таких индивидуальных занятий. Индивидуальный режим обучения чаще всего осуществляется в рамках надомного обучения. Для детей-инвалидов, посещающих общеобразовательные классы, такой режим обучения не предусмотрен.

Также ни в одной из школ нет ассистентов педагога на общеобразовательных уроках или занятиях, а также индивидуальных программ трудового обучения и ранней профориентации детей-инвалидов.

2.4 Информационная обеспеченность. Практически во всех школьных библиотеках выписывают журналы коррекционно-педагогической направленности. В большинстве школ в наличии специализированные программы обучения, но используются они только в классах СКК.

Как недостаточное может быть оценено количество практических семинаров для учителей и директоров общеобразовательных школ по проблемам образования детей с ОВЗ.

3. Ценностный параметр. Данный аспект был проанализирован на основе изучения результатов анкетирования учеников и родителей школ гг. Архангельска и Северодвинска. Фактически все респонденты отмечают доброжелательное и уважительное отношение в школах ко всем категориям учеников; взаимопомощь учеников; мнение учителей о том, что все ученики одинаково важны и их стремление помочь каждому добиться наилучших результатов. Все без исключения опрошенные отмечают, что детям с инвалидностью легко посещать школу. Всем, кто впервые приходит в школу, помогают адаптироваться в новой среде. Учителя активно работают над тем, чтобы школа стала тем местом, куда хочется идти.

По мнению родителей и учеников учителя стараются, чтобы уроки были понятны всем, в школе учат уважительному отношению к тем, кто отличается от обычных учеников. Учителя помогают всем, у кого трудности с учёбой. Во внеклассное время проводятся разнообразные мероприятия, которые интересны всем и которые может посетить любой ребёнок.

В качестве существующих проблем родители отмечают невысокий уровень их вовлечённости в школьную жизнь, а школьники – выделение некоторых учеников в группу «любимчиков».

К недостаткам часть учеников относит такие факты как запугивание, драки, оскорбления со стороны учащихся. При этом данные факты абсолютно не связаны с наличием или отсутствием инвалидности.

Мнение детей и родителей разделилось в вопросе вывода из школы детей с нарушениями поведения. Родители ратуют за вывод таких детей, школьники скорее против.

В качестве проблемы также была отмечена неполная информация о содержании предстоящих уроков, наличие такой информации позволило бы подготовить детей с особыми образовательными потребностями к усвоению учебного материала. Очень серьёзным недостатком опрошенные считают отсутствие в школе ассистентов педагогов, которые могли бы осуществлять работу с детьми-инвалидами.

Таким образом, в ходе изучения готовности школ гг. Архангельска и Северодвинска к организации инклюзивного образования можно констатировать, что школы Архангельской области потенциально готовы создавать дополнительные специальные условия для детей-инвалидов, если эти дети изъявят желание обучаться в их учреждении.

Проведенный анализ позволил определить «точки роста», реализация которых позволит создать эффективную систему вариативного образования в Архангельской области:

- включить профессию «тьютор», «инклюзивный педагог» в перечень педагогических специальностей для дальнейшего трудоустройства студентов, окончивших соответствующий факультет;

- создать школу тьюторов при САФУ им. М.В. Ломоносова;

- официально присваивать классам (группам), в которых совместно обучаются здоровые дети и дети-инвалиды статус «инклюзивных»;

- предоставлять родителям детей-инвалидов полную, квалифицированную и объективную информацию о различных формах обучения;

- создать Центры коллективного пользования при Управлениях образования крупных городов области (эти центры закупают специальное учебное оборудование для детей-инвалидов с учетом профиля их заболевания и предоставляют это оборудование (в том числе учебники) во временное пользование);

- предусмотреть стандартизированную вариативную оценку показателей овладения теми или иными учебными умениями в школьной практике;

- при выделении субсидии на обучение детей с ОВЗ в школах предусмотреть расходы на оплату индивидуальных занятий учителей с детьми-инвалидами;

- при выделении средств на капитальный и текущий ремонты школ учитывать затраты на оборудование пандусов, перил, расширение проемов, дополнительное освещение, реконструкцию первых этажей школ;

- в школах, где предполагается обучение детей, имеющих проблемы с передвижением, предусматривать перенос административных и хозяйственных кабинетов на второй этаж, с предоставлением освободившихся помещений для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ;

- предусмотреть в региональных целевых программах средства на техническое оснащение инклюзивных школ для реализации программ дистанционного обучения детей с ОВЗ;

- предусмотреть средства для организации специальной курсовой подготовки педагогов школ, где обучаются дети с ОВЗ в инклюзивных условиях.

 

Литература

1. Гапонцева М.Г., Федоров В.А., Гапонцев В.Л. Применение идеологии синергетики к формированию содержания непрерывного естественно-научного образования// Образование и наука. – 2004. - №6. – С.89 -102.

2. Общественный доклад о развитии инклюзивного образования в Архангельской области/Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», под ред. Мякшина Н.А., Архангельск. – 2012. – 48 с.

3. Развитие инклюзивного образованя: сборник материалов. /Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Москва, 2007. - 48 с.

4. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года // http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf.

 

 

 

Автор: 
Бабина Г.В. ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия Е.В. Шлай, Л.Н. Мочалова Северный (Арктический) федеральный университет им М.В. Ломоносова г. Архангельск, Россия УДК 376.1

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7