Формирование творческого компонента личности детей нормы и с проблемами в развитии средствами словесно-художественной деятельности в условиях инклюзивного образования

Главная > Инклюзия > Формирование творческого компонента личности детей нормы и с проблемами в развитии средствами словесно-художественной деятельности в условиях инклюзивного образования

Ведущей тенденцией развития современного образования является обращенность к личности, ее самодвижение, проявление как субъекта творческой деятельности [7,9,10]  В современном мире в первую очередь поощряется индивидуальность, способность принимать самостоятельные решения, умение прогнозировать, гибко переходить на новые виды деятельности, то есть творчески решать проблемы, выбирать свое место, строить диалоги с разными людьми. Однако готовность к этим действиям не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях целенаправленного формирования личности ребенка.

В связи с этим перед образованием встает приоритетная задача развития творческой личности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения, в том числе и у детей с проблемами в развитии. Поэтому важно формировать ребенка как субъекта творческой деятельности на ранних стадиях онтогенеза, когда закладываются основы социальных отношений, когда возможно его культурное развитие, которое для детей с проблемами в развитии представляется «главной сферой компенсации недостаточности» [3,c.173]. Освоению личностью социальных ценностей культуры и общества способствует художественное творчество. Для ребенка с проблемами в развитии, опираясь на сохранные функции в психической организации, творчество создает реальные возможности в социокультурном становлении личности, познании мира, обогащении его социального и личностного опыта.

Исходной позицией использования в нашем исследовании словесно-художественной деятельности, как условия социокультурного развития ребенка является «субъектно-художественный» подход Е.А.Медведевой в формировании личности ребенка с проблемами психической организации.

Из всего многообразия компонентов социокультурного становления личности (познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного, эмоционально-чувственного, коммуникативного, рефлексивного, художественно-творческого) мы рассматриваем формирование творческого компонента (определяющего креативность  ребенка в разных видах искусства) детей средствами словесно-художественной деятельности в условиях инклюзивного образования. Выделяя особенности творческого компонента социокультурного развития личности детей с проблемами в развитии, Е.А.Медведева отмечает, что «они проявляются в слабости проявления самостоятельности, оригинальности в решении, неумении преодолевать стереотипы восприятия и интерпретации образа, низкой способности к импровизации и нахождении нестандартных решений, отставании таких детей в поиске выразительных средств образов».

Одним из условий развития детского творчества и личности ребенка является правильно организованная среда. В современном понимании это целая система, которая включает в себя разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера, культуры и личности [1,2,4,6,8].

Механизмы воздействия среды на личность раскрывает Л.С. Выготский, придавая большое значение «социальной ситуации развития», как своеобразному, соответствующему возрасту и неповторимому отношению ребенка с окружающим миром взрослых. В этой среде ребенок существует, формируется, развивается с первых дней своей жизни.

Среду как особое сочетание  внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих динамику развития ребенка и новые качественные образования, определяет Л.И.Божович, которая подчеркивает важность понимания взрослыми характера переживаний ребенка и аффективного отношения к данной среде.

По мнению П.Ф. Каптерева, в педагогическом процессе среда  выступает условием для творческого саморазвития личности, через которое происходит воспитание и образование.

В структуре среды как источнике развития личности философы, психологи и педагоги выделяют художественную среду как творческое образовательное пространство. По мнению Н.А.Селяниной, художественная среда – это совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личных элементов, с которыми взаимодействует  социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способы и средства их удовлетворения.

При рассмотрении художественной среды с точки зрения социализации личности  Е.А.Лазарь считает необходимым условием разумный подход к ее организации. Социализация человека начинается с контакта не с произведениями искусства, а с предметным миром, несущим художественные начала. Пространство, которое организуется с помощью предметов, может приобретать особую художественную ориентировку, позволяющую личности утверждать свою индивидуальность.

По мнению Е.А.Медведевой, художественная среда и совместная деятельность в ней ребенка с проблемами в развитии, взрослого и сверстников способствует приобщению его к общечеловеческим ценностям, первоначальному становлению личности, развитию позиции внутреннего «Я», через накопление эстетических впечатлений, освоение различных «языков искусства», знаков и символов культуры к зарождению сначала избирательного и предпочтительного, а потом оценочного отношения к художественным произведениям такой ребенок формируется как субъект культуры.

Процесс формирования творческого компонента личности ребенка средствами словесно-художественной деятельности также предполагает создание художественной среды, обеспечивающей социально-личностное и операционально-деятельностное развитие детей нормы и с проблемами в развитии, осуществление личностно ориентированного и деятельностного подхода в обучении детей, вовлечении семьи в образовательный процесс.

Художественная среда включает в себя несколько аспектов: художественно-предметный, межсубъектный, содержательно-креативный.

Для детей оформляется художественно-творческая зона, в которой любой ребенок сможет реализовать свой речевой творческий потенциал (литературный уголок, комната сказок…), которая будет способствовать повышению мотивации, устойчивости интереса к словесному творчеству. Она должна быть насыщена предметами и атрибутами, необходимыми в процессе словесно-художественной деятельности (книги, сказочные персонажи, игрушки, иллюстрации, картины, материалы для изобразительной деятельности, предметы-заместители и т.д.)

Содержательная сторона формирования творческого компонента средствами словесно-художественной деятельности предусматривает два этапа: пропедевтический и основной.

Пропедевтический этап  предполагает накопление литературного опыта, формирование мотивации к творчеству, развитие творческого воображения, мышления, связной речи, привлечение родителей для активного участия в творческом процессе и закрепления полученных навыков, анализ произведений литературы, персонажей, поступков, эмоций, поиск художественных средств, обсуждение результатов деятельности, ощущений, впечатлений.

Основной этап заключается в поддержании мотивации к словесно-художественной деятельности, коллективном сочинении сказок, загадок, рассказов, решении проблемных ситуаций, создании собственных новых продуктов словесного творчества на уровне слова, предложения, текста, обсуждении и поощрении детей, привлечении семьи для закрепления полученных навыков и оформления продуктов детского творчества.

Процесс формирования творческого компонента должен проходить при межсубъектном взаимодействии «ребенок-педагог-психолог», «ребенок-родитель», с поэтапным с использованием разных форм, средств (дидактических игр, упражнений, заданий для родителей, викторин, конкурсов, посиделок, занятий, игр) и сменой подхода взрослого от направленного к ненаправленному, от прямого воздействия на ребенка через помощь, подсказку к предоставлению ребенку свободы выражения творчества.

Словесно-художественная деятельность осуществляется на основе нескольких  вариантов:

1.На готовом литературном сюжете (продолжение истории, изменение ситуации, фантастическая гипотеза);

2.На основе малых фольклорных форм (сказка от небылицы, сказка от шуточного стихотворения, сказка от загадки, сказка от пословицы и поговорки);

3.На основе наглядной опоры (сочинение по комическим рисункам, сочинение о бытовых предметах, сочинение на основе воображаемых образов).

Основными формами инклюзивного образовательного процесса являются совместные игры с детьми и занятия. Игры на развитие творчества и воображения целесообразно включать во все продуктивные виды деятельности с детьми. Занятия по формирования творческого компонента средствами словесно-художественной деятельности можно проводить с детьми 2-3 раза в неделю в условиях инклюзивного образования. Занятия проводятся фронтально, с подгруппой, индивидуально, с использованием игровых приемов, действий с предметами, наглядности, которые активизируют зрительный, тактильный и слуховой анализаторы. В процессе занятий словесно-художественной деятельностью сопровождение развития личности детей нормы и с проблемами в развитии осуществляется при создании ситуации успеха, повышения самооценки, снятия неуверенности в своих силах, страхов. Постепенное усложнение задач обучения, формирование уверенности, устойчивости мотивации, включенности в творческий процесс позволяет всем детям справляться с заданиями

Такое взаимодействие детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися сверстниками, с одной стороны, оказывает стимулирующее влияние на их мотивационную, эмоциональную, когнитивную сферу и творческую деятельность, а с другой стороны, способствует повышению уровня толерантности среди детей нормы и, как следствие, создается благоприятная среда для совместного процесса словесно-художественной деятельности. Взаимодействие с детьми нормы оказывает положительное влияние на формирование творческой деятельности ребенка с проблемами в развитии и его социокультурное развитие. У детей появляется внутренняя позиция, которая позволяет им свободно проявлять себя в словесно-художественной деятельности, фантазировать, преодолевать стереотипы, а, значит, нестандартно мыслить, использовать сформированные навыки в жизненных ситуациях, требующих творческих решений, адаптироваться в социальных условиях и успешно проявлять себя в социуме как субъекту культуры.

 

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.

3. Выготский Основные проблемы дефектологии. Собр. Соч. в 6-ти т-х. –М., 1983.

4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика,1982.

5. Лазарь Е.А. Художественная среда формирования личности: Автореф.дис…канд. филос. наук.-Куйбышев,1988.

6. Медведева Е.А. Особенности социокультурного становления личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: Монография.- М., МГГУ им. М.А.Шолохова, 2007.

7. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. -Ростов-на-Дону,1993.

8. Селянина Н.А. Селянина Н.А. Художественная среда как явление// Человек и среда. - Свердловск: Уральский ун-т, 1975.

9. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопросы психологии,1986,№6.

10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.,1993.

Автор: 
Ж.И. Журавлева,Институт специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7