Формирование начального этапа общения у детей с общим недоразвитием речи

Главная > Инклюзия > Формирование начального этапа общения у детей с общим недоразвитием речи

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей,  нарушения в общении и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.

Причинами перинатальной энцефалопатии  (ПЭП) могут быть неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития; различные родовые травмы; тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается, так как выраженных нарушений не выявляется. Но, как показывают наблюдения, дети в возрасте 4-5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями: ФФН, ОНР.

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с нарушениями речи. Формирование общения у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (1 уровень) является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире.   Опираясь на концепции психологических исследований, мы склонны рассматривать общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, как основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования  личности.

Теоретический анализ литературы показал, что в области коррекционной педагогики  накоплен  богатый материал по формированию общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: О.Е.Грибова, О.С.Павлова, Е.Г.Федосеева, Т.Б.Филичева,  Л.Б.Халилова, Г.В.Чиркина,  С.Н.Шаховская  и др.  Однако формирование начального этапа общения у детей с общим недоразвитием речи первого уровня рассмотрены недостаточно. В связи с этим целью экспериментального изучения являлось исследование  состояния  общения у данной категории детей.

Методика исследования включала три блока заданий: Первый блок заданий был направлен на изучение познавательного развития детей; Второй  блок  заданий был направлен на исследование особенностей речевого развития детей.  Третий  блок  включал задания на  изучение  общения детей. Остановимся на результатах третьего блока, который показал, что невербальное общение детей с общим недоразвитием речи происходило в различных ситуациях – в игре, предметной деятельности, режимных моментов, на занятиях. Дети с общим недоразвитием речи общались друг с другом значительно реже, будучи более увлеченными деятельностью с предметами.

Содержание их диалогов было бедным: они в основном выражали согласие или несогласие с действиями партнера, протест, указывали партнеру на заинтересовавший их объект или действие. Диалоги детей с общим недоразвитием речи начинались и заканчивались взглядом друг на друга. Если ребенок начинал «говорить» партнеру о предмете или человеке, он использовал указательный взгляд в направлении этого человека, предмета. Однако, если он был вовлечен в диалог, где  комментировал действия партнера, можно было наблюдать обмен взглядами на протяжении всего диалога.

Дети с общим недоразвитием речи использовали разнообразные способы привлечения внимания партнера с целью установления с ним контакта: взгляд, прикосновение, приближение, вокализации. Большинство детей  не начинали высказывание, не будучи уверенными в привлечении внимания партнера. Попытка установления контакта (инициативные контактные действия) могла  быть замечена партнером, но не приводила к диалогу, совместным действиям. И, наконец, эта попытка могла  быть не замечена партнером вовсе.

В наблюдаемых случаях попытка установления контакта имела определенную цель: желание что-либо сообщить партнеру, начать диалог или совместное действие. В ситуациях общения дети с общим недоразвитием речи использовали разные средства:

- взгляд в глаза партнеру, который обычно сочетался с поворотом головы или всего тела в направлении партнера;

- физический контакт, когда ребенок касался руки партнера или его тела, или похлопывал партнера по руке, плечу;

- приближение к партнеру;

-протягивание кисти руки, иногда – с похлопыванием кистью руки в воздухе;

- сидя за столом – похлопывание по столу рукой, ногой по ножке стола, стула.

Тип использования контактных инициативных действий у детей с общим недоразвитием речи зависел от ситуации общения, от окружения. Например, в непосредственной близости от партнера ребенок мог использовать физический контакт – прикосновение, похлопывание. Иногда – только изменение положения тела – перемещение в положение напротив партнера – было достаточным, чтобы привлечь взгляд партнера  и сделать  общение возможным. Контактное инициативное действие можно было считать успешным, если взгляд партнера был получен.

Для установления контакта дети с общим недоразвитием речи  использовали часто вокализации в сочетании с жестами или другими средствами коммуникации. Вокализации сопровождали  те контактные инициативные действия, которые использовались для привлечения внимания партнера, если он находился на некотором расстоянии от ребенка (например, в целях привлечения взгляда логопеда ребенок протягивал к нему руку, похлопывал в воздухе кистью руки  и одновременно требовательно вокализировал). Отказ от контакта также выражался поворотом головы, мимическими экспрессиями (возмущение, недовольство, удивление) или сочетаниями различных двигательных реакций. Перечисленные действия иногда сопровождались вокализациями, лепетом с  интонацией возмущения.

Коммуникативные действия детей с общим недоразвитием речи, относящиеся к совместной деятельности, заключались в передаче, обмене игрушками и сопровождались отдельными словами: «на», «дай», а также мимическими экспрессиями, естественными  указательными жестами. Все дети экспериментальной группы без жестового подкрепления понимали значения слов «нельзя», выполняли простые задания по инструкции: «дай», «на», «положи», «возьми» и т.д. Для общения дети использовали невербальные средства: улыбку, выразительный взгляд, вокализации. Итак, экспериментальное изучение общения  детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что оно значительно отличается от их нормально развивающихся сверстников как по уровню своего развития, так и по качественным показателям.

Автор: 
И.П. Лямина,НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва, Росси

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7