Формирование диагностических и коррекционно – педагогических компетенций у студентов-логопедов Г.Р. Шашкина НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», г. Москва

Главная > Материалы > Формирование диагностических и коррекционно – педагогических компетенций у студентов-логопедов Г.Р. Шашкина НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт», г. Москва

УДК  371.33:378.162.35

Современные социально-экономические преобразования в России ставят перед высшими учебными заведениями новые задачи по подготовке специалистов - логопедов, отвечающих современным требованиям.

Вопросы повышения качества подготовки будущих логопедов занимают важное место в процессе модернизации образования. Разрабатываются новые теоретические подходы и практические решения по совершенствованию профессиональных навыков у логопедов[1].

Основная цель современного специального образования – подготовить квалифицированного логопеда, компетентного в области диагностики и коррекции речевых расстройств, свободно владеющего своей профессией, ориентирующегося в смежных областях  деятельности и конкурентно способного на рынке труда.

Под профессиональной компетентностью понимают способность и готовность человека принимать решения в области профессиональной деятельности на основе сформированных знаний, умений и навыков, активной жизненной позиции.

В практике логопедической работы  все чаще встречаются дети со сложными, сочетанными или комбинированными нарушениями. Эти дети требуют повышенного внимания со стороны специалистов. Для каждого из них необходима своя коррекционная программа реабилитации или развития. Часто такая помощь базируется лишь на практическом опыте специалиста. В то время как в сложных случаях необходимы знания из смежных с логопедией наук, которые носят интегративный межпредметный характер.

Организация логопедической помощи в России, являясь одной из лучших в мире, имеет свои недостатки и проблемы.

Так закрываются логопедические группы для детей с ФФН. Обучение этих детей осуществляется на логопунктах общеобразовательных детских садов. Среди дошкольников с ФФН, которых относят к так называемому легкому контингенту, очень часто встречаются дети со стертой, а иногда и выраженной дизартрией, которые требуют специальных технологий обучения и более длительных сроков логопедической работы.

В логопедических группах для детей с ОНР обучаются не только дети с ОНР, но и дети с ЗПР,  и даже дети с нерезко выраженными интеллектуальными расстройствами. В большинстве случаев это связано с неточной  медико – психолого – педагогической диагностикой их при отборе в специальные учреждения и группы. Логопед, работающий с такой разнородной группой, вынужден разрабатывать коррекционные программы для каждой из выделенной им подгруппы. В то время как организация такого подхода не представлена ни в одной логопедической программе[3].

 Современные тенденции интегрального обучения детей с разными отклонениями и проблемами развития направлены на открытие групп, в которых комплектование учитывает лишь возрастные особенности детей, а не ведущий дефект развития.  Таких экспериментальных групп мало, но тенденция к их увеличению наблюдается. В работе с такими детьми одних логопедических технологий недостаточно. Необходимы разнопрофильные знания: с одной стороны -  как обучать детей с нормальным психо – физическим развитием, с другой – какие существуют современные  технологии коррекции и социальной адаптации детей с нарушениями анализаторных систем, с нарушениями ВПФ, поведения, общения, нарушениями интеллекта.

Для разработки таких коррекционных программ для детей со сложными сочетанными дефектами необходимы глубокие теоретические знания, которые помогут определить механизм речевого нарушения и определить наиболее эффективные методы логопедической работы.

Существующие практические проблемы логопедии позволяют нам выделить приоритетные направления подготовки специалистов – логопедов в рамках обучения студентов в МСГИ и решить следующие противоречия:

- между потребностями лиц с речевыми нарушениями в квалифицированной логопедической помощи и уровнем подготовки специалистов – логопедов;

- между спецификой деятельности логопеда в учреждениях комбинированного или интегративного вида и разным уровнем теоретической и практической подготовки студентов, изучающих логопедию по заочной форме обучения;

- между требованиями, предъявляемыми к подготовке логопедов для системы специального образования, владеющего диагностическими и коррекционного – педагогическими компетенциями, и недостаточностью внедрения в процесс обучения практических и лабораторных занятий, дианостических и обучающих видеотренажеров;

- между потребностью разработки и внедрения наиболее эффективных условий обучения будущих логопедов на основе актуализации теоретической подготовки,  формирования у них диагностических и коррекционно – педагогических компетенций и недостаточностью изученности данной проблемы в теории и практике высшего профессионального образования.

Формирование компетентностного подхода у студентов, осваивающих диагностические и коррекционно – педагогические технологии при организации работы с лицами с речевыми нарушениями будет эффективным, если:

- обосновать актуализацию теоретических знаний, используя межпредметные связи при разработке лекционных курсов по основным проблемам логопедии;

-  разработать и внедрить в практику обучения будущих логопедов видеотренажеры, позволяющие сформировать основные диагностические умения анализа сложных сочетанных речевых нарушений;

- ввести в процесс обучения практические занятия, позволяющие формировать коррекционно – педагогические компетенции.

В наших исследованиях были поставлены  и последовательно решались следующие задачи:

- выявить уровень теоретической подготовки студентов по основным предметам логопедии и смежным с ней наукам;

- актуализировать теоретические знания студентов для соответствия  их современному уровню;

- разработать и ввести в процесс обучения студентов работу с видеотренажерами для эффективного формирования диагностических и коррекционно – педагогических компетенций  у них;

- уточнить и расширить область применения диагностических умений на примерах сложных и сочетанных расстройств;

- определить эффективность разработанных и апробированных технологий обучения.

Логопеды дошкольных, школьных и медицинских учреждений должны обладать достаточными диагностическими и коррекционно – педагогическими компетенциями, необходимыми при организации работы в  различных интегрированных и комбинированных учреждениях с лицами, имеющими сложные, сочетанные расстройства[2].

Эффективное формирование данных компетенций возможно при активном вовлечении студентов в процесс работы с компьютерными тестами, видеотренажерами, практическими занятиями.

 

Литература

            1. Г. Р. Шашкина. Обучение студентов специальности «Логопедия» диагностике речевых расстройств с использованием компьютерных технологий. Материалы научно – практической конференции «Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии», МГПУ, апрель 2009.

             2. Г. Р. Шашкина. Проблемы разработки диагностических видеотренажеров для студентов – логопедов. Материалы второго международного теоретико – методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» МГПУ, 26 апреля 2010 .

             3. Г. Р. Шашкина. Проблемы формирования диагностических компетенций у студентов – логопедов. Материалы третьего международного теоретико – методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» МГПУ, 04 апреля 2011 

Автор: 
Г. Р. Шашкина.

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7