Этапы проведения курса логопедической ритмики

Главная > Логопедическая ритмика > Этапы проведения курса логопедической ритмики

Курс проведения логопедической ритмики в условиях логопедического детского сада состоит из 64 занятий в учебном году (по 2 занятия в неделю) и подразделяется на несколько этапов. Первый (подготовительный)- обследование - 15 дней. Второй этап (основной) - развитие и совершенствование моторики и речи детей с фонетико-фо­нематическим недоразвитием речи. Третий этап (заключительный) - подготовка и проведение показательного занятия логопедической ритмикой - 15 дней.

Первый этап. Обследование детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи

Обследование детей проводится в начале учебного года с 1 по 15 сентября до проведения занятий. Для определения состояния моторики и речи дошкольников используются следующие методы:

-                      анализ особенностей раннего речевого и общего моторного развития (по анамнестическим данным);

-                      обследование моторных функций;

-                      обследование речи детей.

При обследовании моторики можно использовать пробы, предложенные Озерецким Н.И. и адаптированные Шагинян Е.В.(1973) , разработки Рычковой Н.А. (1984, 1987).

Целью обследования моторики является определение характера нарушений произвольной моторики и выявление степени задержки или отставания в моторном развитии детей в подготовительной к школе группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Всего предлагается для выполнения 5 тестов. Каждый тест включает несколько проб возрастающей сложности, позволяющих исследовать различные стороны моторики.

Обследование общей моторики выявляет состояние статической и динамической координации движений, переключаемости движений, контроля за выполнением проб, особенности двигательной памяти.

Для детей старшей и подготовительной группы пробы подбираются в соответствии с возрастом по шкале Озерецкого Н.И. Каждые последующие пробы сложнее предыдущих. Всего в обследование включена 41 проба для шестилетних детей и 41 проба для семилетних. Особенностью предлагаемой методики является игровое описание приемов с целью лучшего понимания и более точного исполнения предлагаемых упражнений.

Для определения уровня развития моторики учитываются: время выполнения пробы, количество выполненных движений, качество выполнения и одновременность движений.

Результаты исследований свидетельствуют о том , что моторика детей старшего дошкольного возраста с ФФН развита неравномерно, более 2/3 детей имеют некоторое моторное отставание от возрастной нормы и 1/3 - задер­жку моторного развития. Степень задержки колеблется от незначительных погрешностей при выполнении моторных проб до средней моторной неловкости.

Обследование произвольной мимической моторики имеет целью выявление нарушений отдельных групп мимических мышц и их сложных сочетаний. Мимические пробы позволяют определить уровень развития мышц лица: круговой мышцы губ, мышц щек, глаз, лба.

Обследование артикуляционной моторики предусматривает исследование объема и качества произвольных движений органов атрикуляции - губ и языка.

Обследование мелкой моторики выявляет степень развития движений пальцев рук.

Обследование чувства ритма имеет целыо выявление состояния чувства ритма и темпа.

Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам по уровню развития моторной сферы. После обследования моторики и речи определяются подгруппы детей по уровню развития моторики - дети со средним уровнем развития моторной сферы и дети с низким уровнем развития моторики.

Второй этап. Развитие и совершенствование моторики и речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Задача этого этапа - содействие логопедической работе по коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи путем использования различных упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.

Основные виды упражнений, использующихся на логоритмическом занятии для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений, чувства ритма.

Проведение логоритмических занятий.

1.                  В программе обучения и воспитания детей с ФФН логоритмические занятия не представлены. Мы рекомендуем проводить их 2 раза в неделю со всей группой детей во второй половине дня.

2.                   Продолжительность занятий - от 30 до 35 минут (в зависимости от возрастной группы).

3.                   Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

4.                   Необходимо предъявлять дифференцированные требования к качеству выполнения движений для детей каждой из подгрупп в зависимости от уровня развития моторики.

5.                   Работа с разными подгруппами строится по-разному: для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости; для детей с низким уровнем моторики - точности, четкости, последовательности.

6.                   Нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.

7.                   Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки. Затем на этой основе строится речевая работа.

8.                   Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом - логопедом, владеющим инструментом или использующим магнитофонную запись музыкального сопровождения, но возможно взаимодействие двух специалистов - логопеда и музыкального руководителя. Присутствие (а, при возможности - и участие) воспитателя группы является обязательным.

9.                   Заниматься следует в мягкой обуви и свободной для движений одежде.

Примерная схема логоритмического занятия.

Задачи:

1.     Развивать статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.

2.     Развивать речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию.

3.     Добиваться четкой переключаемости движений.

4.     Совершенствовать двигательную память.

5.     Развивать чувство ритма.

Ход занятия:

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнения для развития речевого дыхания.

Основная часть.

Упражнение для развития мышечного тонуса. Упражнения на развитие голоса, артикуляции и дикции. Упражнения на развитие статической и динамической координации движений. Упражнения для развития чувства ритма. Упражнения для развития мимической и мелкой моторики. Упражнения для развития переключаемости движений.

Заключительная часть.

Упражнения на мышечное расслабление. Упражне­ния для развития дыхания.

Третий этап. Проведение показательного занятия

К третьему этапу логопед проводит повторное обследование моторики и речи, проводит анализ моторных умений, приобретенных за учебный год, определяет виды упражнений, которые детьми освоены полностью и те, которые вызывают затруднения.

После курса логоритмических занятий в конце учебного года проводится открытое заключительное занятие с целью демонстрации двигательных и речевых возможностей детей. Упражнения подбираются с учетом сформированности моторных навыков и умений.

Автор: 
Шашкина Г.Р., к.п.н., НОЧУ ВПО «Московский социально – гуманитарный институт», г. Москва, Россия

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7