Авторская дидактическая игра "Волшебное дерево"

Главная > Конспекты занятий > Авторская дидактическая игра "Волшебное дерево"

Авторская Дидактическая игра

«Волшебное дерево»

Учитель-логопед

Гильфанутдинова Э.Р.

МБДОУ № 126

г. Казани

Цели игры:

Активизация и расширение словаря по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

подбор признаков, явлений природы по каждому  времени года.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными и глаголами).
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных  и сложносочиненных предложений).

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Развитие связной речи.

      6. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Комплектность:панно с изображением дерева, детали на липучке.

Ход игры

Логопед предлагает рассмотреть картину с деревом, потрогать его, назвать какое оно на ощупь ( мягкое, бархатное). Рассказать о том, что это дерево волшебное, и оно будет превращаться в то состояние, в котором оно  бывает зимой, весной, летом или осенью.

Ребенок подбирает детали-признаки, предметы и свойства ( например, летом на дереве поспевают яблоки,  располагаются гнезда птиц, летают бабочки, жуки, светит солнце), присущие  каждому времени года и приклеивает их на дерево и на фон, при этом называя каждый признак. После того как все детали определенного времени года приклеены, ребенок составляет небольшой рассказ о зиме, весне, лете или осени, используя в речи сложноподчиненные предложения, добавляя  признаки времен года, которых нет на картине (например, летом можно также плавать в реке, загорать на пляже).  

Данную игру можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях.

Рекомендации по изготовлению игры

Для данной игры я использовала фоторамку формата А4, приклеив на горячий клей к ней материал, похожий который используют при производстве мочалок. Из бархатной ткани вырезала дерево и приклеила в центр панно. На стволы деревьев приклеила 7 липучек, на которые в дальнейшем прикрепляются детали в зависимости от времени года. Все необходимые детали для игры можно приобрести в магазине, нарисовать, сделать своими руками. На каждую деталь приклеивается липучка, благодаря которой каждая деталь прикрепляется в любом месте панно.

 Конспект занятия по теме «Времена года»

Ход занятия:

Дети и логопед стоят в кругу.

Логопед: : Я приглашаю вас сегодня в сказку.

- Как называется сказка, где сразу встретились четыре времени года? («Двенадцать месяцев»).

- Да, правильно. Я приглашаю вас в сказку - в гости к временам года.

- Но сначала нужно выполнить мои задания.

^ nbsp;Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём я буду говорить:

- рисует, щиплет, трещит, морозит... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает…(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут... (цветы)

Логопед: Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте

- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля).

- Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).

Первой к нам зима идет,

Новый год она ведет.

За зимой второй весна,

Говорят: весна красна.

Третьим лето - все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Логопед:  Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку, повторяйте за мной:

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

- Смотрите, как здесь интересно. 

Дети проходят, садятся на стульчики возле мольберта

«Встреча с Весной»

Логопед: Дети, посмотрите в окно и скажите:

- Какое наступило сейчас время года? (Весна)

- Какая погода за окном? (Солнечная)

- Кто радуется приходу весны? (Птицы)

- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице).

- Послушайте:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (^ Это весна)

Логопед:  Ребята, на нашем панно есть дерево, но оно совсем голое. Какое оно бывает весной? Какие признаки весны вы знаете? Выберите из нашей шкатулки детали-признаки  для весны и прикрепите на липучку к дереву, к земле или небу.

Дети выбирают те детали, которые подходят к признакам весны.

^ Игра с мячом «Весной…» (дети передают мяч друг другу и называют весенние признаки)

- Да, правильно, по этим признакам мы можем определить, что уже пришла весна.

Воспитатель: Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
 

«Встреча с летом»

Логопед: Какое время года приходит на смену весне красной? (лето)

Смотрите, к нам пришло само Лето (показывает иллюстрацию с изображением лета). 

- Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось вам лето (Летом можно купаться в реке, собирать ягоды, гулять в лесу….)

^ Игра с мячом

Логопед:  Я буду бросать мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «летний». Например, день — летний день; погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение - летнее, платье летнее, обувь - летняя.

Логопед: Ребята, а что же происходит с деревьями и природой летом? Давайте мы нарядим наше дерево и природу, какое оно бывает летом.

Дети подбирают соответствующие детали к летнему времени года.

- А давайте поиграем в игру «Назови ласково». У вас под стульчиками лежат картинки, назовите ласково то, что на них изображено  (лист-листочек, гриб-грибочек...)

«Встреча с осенью»

Логопед: Радостное время года - осень! Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, огородах люди, дети им тоже помогали. Наступила золотая осень (дети рассматривают картинки).

- Как красиво в лесу, парке. Воздух свежий, чистый, улетают на юг перелетные птицы. Давайте и мы покружимся, как осенние листочки.

^ Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Логопед: Ребята, а теперь давайте украсим наше дерево и природу в осенний наряд. Дети приклеивают  на панно детали, соответствующие осеннему времени года.

«Встреча с Зимой»
Логопед: Отгадайте загадку и узнаете, о каком она времени года.

Наступили холода. 
Обернулась в лед вода. 

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым. 

Перестал медведь реветь: 

В спячку впал

В бору медведь. 

Кто скажет, кто знает, 

Когда это бывает? (^ Зимой) 

- Вот и Зима пожаловала (рассматривают картинку с изображением зимы) со своими подарками.

- Ребята, посмотрите (показывает на картины о зиме): все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима. 

^ Пальчиковая гимнастика

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Зайца, волка, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Воспитатель: Ой, кто это шевелится? Ну-ка отгадайте.

Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке.

Конечно, это ёжик.

Логопед: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

^ Игра «Что когда бывает»

Логопед: Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Ежик:

Летом земля покрыта травой, а зимой... (снегом)
Летом на деревьях листья, а зимой... (деревья голые)
Летом вода в реках тёплая, а зимой... (речка покрыта льдом)
Летом день длинный, а зимой… (короткий)

Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания.

Логопед: Наш ежик побежал по дорожке навстречу новым приключениям.

Логопед: Ну, а нам ребята, осталось нарядить наше дерево и природу зимними признаками и явлениями. 

Дети приклеивают детали, соответствующие зимнему времени года.

Логопед: Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия..

Автор: 
Гильфанутдинова Эльвира Рустэмовна, учитель-логопед МБДОУ №126 "Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" г. Казани

Оставить заявку

CAPTCHA
 
заказать обратный звонок
г. Москва, Спартаковский пер., д. 2, стр. 1

Заказ в один клик

+7