Аддиктивное поведение подростков с нарушениями развития как психолого-педагогическая проблема
Наше общество поражено многими социальными болезнями, которые широко проникают в молодежную среду. Увеличиваются масштабы распространения в популяции несовершеннолетних наркомании, алкоголизма, курения, увлечения азартными играми, и других форм аддиктивного поведения.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает омоложение потребителей психоактивных веществ. Возникшая в результате происходящих социально-экономических преобразований в государстве недостаточная социальная обустроенность, слабое юридическое и финансовое обеспечение профилактики аддиктивного поведения, низкая эффективность механизмов и навыков личностного и социального контроля в отношении запрета на употребление психоактивных веществ, значительно повышают риск развития зависимого поведения у населения. В первую очередь это касается подростков с нарушениями развития, недостаточное развитие социальных навыков и личностных ресурсов у которых ведет к уходу от решения проблем, отказу от ответственности за собственную жизнь. На этом фоне злоупотребление психоактивными веществами закрепляет и усиливает патогенные формы поведения, приводит к нарушению социальной адаптации подростков и ставит проблему предупреждения этого негативного явления.
Как известно, подростковый возраст – это период кризиса, влекущего за собой с одной стороны значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлений; с другой стороны – психологические изменения, сопровождающиеся повышенной тревогой, чувствительностью к переменам в жизни, эмоциональной неравновешенностью, что обусловливает дезадаптацию в повседневной жизни. Наряду с этим, подростки с различными отклонениями в развитии испытывают наибольшие трудности адаптации к социуму, адекватном восприятии ситуаций фрустрации и эмоциональной депривации. В дальнейшем в структуре личности возможно проявление таких черт как недостаточный самоконтроль (непосредственность реагирования на внешние события), сниженная способность к адекватной оценке ситуации, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие обрести устойчивость отношениям личности и другие психологические особенности. Подобные индивидуально-психологические особенности не только могут затруднить социализацию подростков с нарушениями развития, но и выступить в качестве факторов риска развития аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка) — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, которая выражается в стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности),сопровождающихсяразвитием интенсивных эмоций. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. По мнению Ц.П.Короленко, отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, когда человек оказывается в ловушке из-за постоянного ухода от реальной действительности.
Кроме того, употребление подобных веществ направлено на уход от реальности, что сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Употребление психотропных веществ в подобном случае созлает иллюзию преодоления стресса подростком, способствует снятию напряжения и тревоги, редуцирует неблагоприятные эмоциональные состояния и повышает настроение. Стресс-редуцирующая функция алкоголя, наркотиков и других химических веществ поддержиивает мотивацию на его употребление и закрепляет формирование жизненного стиля, ориентированного на избегание жизненных проблем и аддиктивного варианта их разрешения. Опора на алкоголь или наркотик как способ изменения своего эмоционального состояния препятствует развитию адаптивных поведенческих стратегий, приводит к внутриличностным и социальным конфликтам, а в конечном итоге к ухудшению здоровья. Можно предположить, что употребление психоактивных веществ подростками с отклонениями в развитии способствует снижению чувства неуверенности в себе, своей не способности эффективного преодоления стрессовых и фрустрирующих ситуаций. Следовательно, складывается определенная модель аддиктивного поведения как способа преодоления, редукции напряжения, возникающего вследствие нарушения соответствия психических состояний вызвавшим их условиям.
Однако зависимое поведение как альтернативная реакция преодоления стрес-согенных переживаний реализуется в основном у подростков, имеющих индивидуально-психологические особенности, повышающие её вероятность.
Анализ литературы, рассматривающей данную проблему, показывает, что к таким особенностям в частности относят:
- неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей, возникающая вследствие определенного личностных свойств (личностная предрасположенность);
- несформированность или неэффективность способов психологической защиты личности, превращающих личностную предрасположенность в психологическую готовность к злоупотреблению психотропными веществами;
3) наличие фрустрирующей (психотравмирующей) ситуации, актуализирующей проявление (''включение") этой психологической готовности;
4) осведомленность подростка о свойствах психотропных веществ, позволяющих снять психическую напряженность, достичь эмоционального равновесия.
Таким образом, психологическая готовность к злоупотреблению психотропными веществами является своего рода функциональным органом, представляющим собой сочетание определенных индивидуально-психологических особенностей, актуализирующихся в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей подростков с нарушениями развития.
Изучение подобных предпосылок и их своевременная психологическая диагностика позволяет предупредить формирование психологической готовности к употреблению психоактивных веществ. Если такая коррекция отсутствует, дальнейшее развитие личности подростка искажается и его поведение приобретает все большее сходство с поведенческими проявлениями несовершеннолетних группы "риска'. В связи с этим возникает вопрос о необходимости диагностики индивидуально-психологической предрасположенности к употреблению психотропных веществ у подростков с отклонениями развития с учетом типа дизонтогенеза.
В данном случае важно выделить характерологические особенности типичные для подростков с разными формами нарушенного развития, т.е. типичные черты личности, способствующие формированию зависимого поведения у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, незрячих и т.д.. Наряду с этим возникает необходимость сравнительного анализа личностных особенностей свойственных не только подросткам с разными формами нарушенного развития, но и без таковых. Следует отметить, что при изучении специфических черт, присущих личностному развитию подостков той или иной категории отклонений важно исследование не только отличий, но и сходства. Игнорирование последнего исключает достоверную возможность понять своеобразие личности и ее природу в условиях разных форм дизонтогенеза.
Подобная диагностика должна проводиться в комплексе с выявлением параметров, опосредованно определяющих возникновение влечения к психотропным веществам: наследственная предрасположенность, условия семейного воспитания, диагностика психологических особенностей личности, акцентуаций характера и т.д.
Ранняя диагностика психологических особенностей подростков с отклонениями развития и их психологической готовности к злоупотреблению веществами психотропного свойства позволяет своевременно начать психокоррекционную работу с такими подростками с целью предупреждения у них реализации этой готовности и возникновения психической зависимости от психотропных веществ.